Презентация по коррекции чтения "семантическая дислексия". Презентация на тему "дислексия" Речевая симптоматика дислексии

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Коррекция специфических нарушений чтения у учащихся с семантической дислексией

2 слайд

Описание слайда:

Объектом исследования является проблема проведения коррекционной работы в современных условиях. Цель исследования состоит в том, чтобы понять причины, лежащие в основе нарушений чтения, разработать эффективную методику предупреждения и коррекции семантических нарушений у учащихся. Задачи исследования: Проанализировать теоретический и практический материал по проблеме формирования навыка чтения у младших щкольников. Обследовать навык чтения учащихся с целью выявления у них дислексии. Рассмотреть различные подходы к коррекции специфических нарушений чтения, связанных с нарушением понимания текста. Разработать и использовать систему разнообразных заданий с целью формирования технических навыков чтения и процесса понимания смысла читаемого. Гипотеза исследования: систематическая, комплексная и поэтапная коррекция семантической дислексии будет способствовать орфографической зоркости учащихся, предупреждению возникновения семантической дисграфии. Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; изучение работы логопедов-практиков. Практическая значимость исследования заключается в разработке и систематизации приемов коррекции семантической дислексии.

3 слайд

Описание слайда:

Исследование проводилось с 2006 г. по 2009 г. Было изучено 12 учащихся первого класса МОСШ №3. Эта группа наблюдалась в течении 3 лет. Средний возраст 7, 8, 9 лет. Для учащихся 1 класса предлагались следующие виды заданий из «Альбома обследования чтения». (Приложение №1): Нахождение, узнавание и называние букв. Чтение слогов. Чтение слов. Чтение предложений. Чтение текста.

4 слайд

Описание слайда:

Альбом обследования (Н. М. Трубникова) Обследование усвоения букв Назвать указанную букву. П а в о т н и м с в ч ы у к е ш л щ д б Найти буквы, обозначающие звуки (близкие по способу и месту образования и акустическим признакам). П б с з ш ж р л с ц к г в ф ч щ д т Назвать буквы, написанные разными щрифтами. А, а А, а Б, б Б, б В, в В, в Назвать правильно написанную букву рядом с зеркальным её изображением. Р - , З - , С - , Г - , Ь - . Назвать букву, перечёркнутую дополнительными штрихами. В И Р Е А О З У П Ы Л Ю Ь М Н С Щ Найти среди сходных по начертанию букв нужную ЛА ЛМ АД ЛД ГБ ВР ВЗ ВЫ ГТ ГЕ КЖ ГП ПН ПШ ШЦ СО КХ НИ ОР ЙИ

5 слайд

Описание слайда:

Обследование чтения слогов. Прочитать прямые слоги. Са, шу, ха, ну, со, ры, да, ми, ты, зу, пи, хо. Прочитать обратные слоги. Ум, ах, ас, ор, ын, ус, ат, ом, ек, ют, ис. Прочитать слоги со стечением согласных. Ста, кро, тру, гло, цви, вло, клу, пре. Прочитать слоги с твердыми и мягкими согласными. Та – тя, ка – кя, зу – зю, ло – лё, са – ся, ду – дю.

6 слайд

Описание слайда:

Обследование чтения слов. Прочитать слова различной звукослоговой структуры (знакомые и малоупотребительные в речи). Рак, осы, яма, сажа, луна, очки, отряд, шалаш, санки, дятел, рюкзак, снежок, ножницы, полотенце, спички. Прочитать слова и ответить на вопросы: «Где ты видел этот предмет? Что им делают?» Бровь, журавль, строчка, кастрюля, мотоциклист, здравница, белка, балка, баран, банки. При обследовании понимания слов предлагаются такие задания: А) Прочитать слово, найти его изображение по картинке и положить соответствующую надпись. Картинки с изображениями животных и предметов; карточки с надписями к этим предметам. Тетрадь, туфли, кукла, портфель, пальто. Б) Прочитать слово, напечатанное на карточке, и по памяти найти соответствующую картинку. Ручка, цветок, кубик, галоши,валенки.

7 слайд

Описание слайда:

В) Прочитать слова, сходные по буквенному составу, а после прочтения найти картинки, соответствующие словам-паронимам. Жук – сук Стул – стол Шкаф – шарф Уточка – удочка Киска - миска Г) Прочитать слова с пропущенными буквами. Руч…а …апочки К…ыш…а Конве… … М…л…ко Ко…к… Бу…аш…а

8 слайд

Описание слайда:

Обследование чтения предложений. Задания: А) Прочитать предложение и выполнить соответствующее действие. Покажи глаз. Подойди к стене. Возьми ручку. Встань со стула. Подними руку. Б) Прочитать предложение, найти соответствующую картинку (предлагаются фразы различной синтаксической конструкции). После этого ответить на вопросы. Сюжетные картинки и предложения: Лампа стоит на круглом столе. Мальчик поднял гирю. Иван Иванович старше Николая. Дядя Витя отдыхает после работы в кресле. Плотник строгает доску на деревообрабатывающем станке.

9 слайд

Описание слайда:

Обследование чтения текста. Проводится на основе пересказа и ответов на вопросы о прочитанном. Подарок. На день рождения мамы львёнок Лёва нёс в подарок воздушный шарик. Увидев красивую бабочку, которая села на цветок прямо перед ним, львёнок от неожиданности выпустил ниточку из лап. Шарик взлетел вверх и зацепился за пальму. - Как же я достану подарок для моей любимой мамочки?! – огорчился львёнок Лёва. Не переживай, малыш! Я тебе помогу, услышал львёнок голос жирафа, который важно прогуливался рядом. И через несколько минут львёнок отправился дальше, крепко прижимая к себе воздушный шарик. Ответь на вопросы: - Как звали львёнка? - Куда шёл львёнок? - Что нёс львёнок в подарок маме? - Что случилось с воздушным шариком? - Кто помог малышу? - Почему жирафу удалось снять шарик с пальмы?

10 слайд

Описание слайда:

Виды дислексических ошибок 1 класс виды ошибок 33% 50% 50% 42% 33% 50% 25% 50% 50% Узнавание, нахождение, называние букв Чтение прямых, обратных слогов Чтение слогов со стечением согласных Слоги с твёрдыми-мягкими согласными Чтение слов Лексическое значение слов Понимание слов] Чтение предложений Чтение текста Параметры исследования Ошибки 1класс Кол-во 12уч % Узнавание, называние, нахождение букв 4 33% Чтение прямых, обратных слогов 6 50% Чтение слогов со стечением согласных 6 50% Слоги с твёрдыми-мягкими согласными 5 42% Чтение слов 4 33% Лексическое значение слов 6 50% Понимание слов 3 25% Чтение предложений 6 50% Чтение текста 6 50%

11 слайд

Описание слайда:

Виды дислексических ошибок 2 класс виды ошибок 25% 33% 33% 33% 25% 42% 17% 33% 33% Узнавание, нахождение, называние букв Чтение прямых, обратных слогов Чтение слогов со стечением согласных Слоги с твёрдыми-мягкими согласными Чтение слов Лексическое значение слов Понимание слов] Чтение предложений Чтение текста Параметры исследования Ошибки 2 класс Кол-во 12уч % Узнавание, называние, нахождение букв 3 25% Чтение прямых, обратных слогов 4 33% Чтение слогов со стечением согласных 4 33% Слоги с твёрдыми-мягкими согласными 4 33% Чтение слов 3 25% Лексическое значение слов 5 42% Понимание слов 2 17% Чтение предложений 4 33% Чтение текста 4 33%

12 слайд

Описание слайда:

Виды дислексических ошибок 3 класс виды ошибок 8% 17% 17% 17% 17% 25% 8% 33% 33% Узнавание, нахождение, называние букв Чтение прямых, обратных слогов Чтение слогов со стечением согласных Слоги с твёрдыми-мягкими согласными Чтение слов Лексическое значение слов Понимание слов] Чтение предложений Чтение текста Параметры исследования Ошибки3класс Кол-во 12уч % Узнавание, называние, нахождение букв 1 8% Чтение прямых, обратных слогов 2 17% Чтение слогов со стечением согласных 2 17% Слоги с твёрдыми-мягкими согласными 2 17% Чтение слов 2 17% Лексическое значение слов 3 25% Понимание слов 1 8% Чтение предложений 3 25% Чтение текста 3 25%

13 слайд

Описание слайда:

Исследование состояния чтения на материале текстов. Диаграмма состояния чтения 0% 8% 17% 50% 25% 8% 17% 33% 40% 0% 8% 17% 33% 40% 50% 60% Высокий уровень уровень выше среднего средний уровень уровень ниже среднего низкий уровень до коррекционной работы после коррекционной работы Параметры исследования среднее количество ошибок до коррекционнойработы среднее количество ошибок после коррекционной работы кол-во ошибок % кол-во ошибок % Высокий уровень (чтение без ошибок) 0 0% 1 8% уровень выше среднего (2-3 ошибки дети самостоятельно замечают и исправляют) 1 8% 2 17% средний уровень(3-4 ошибки дети самостоятельно замечают и исправляют) 2 17% 4 33% уровень ниже среднего (4-6 ошибки, значительное количество исправлений) 6 50% 5 40% низкий уровень (более 6 ошибок, многочисленные исправления) 3 25% 0 0%

14 слайд

Описание слайда:

Психолого-педагогические аспекты акта чтения. Чтение - сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем». В процессе чтения можно условно выделить две стороны: техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую, которая является основной целью процесса чтения. Понимание «осуществляется на основе звуковой формы слова, с которым связано его значение» (Д.Б. Эльконин). Т.Г.Егоров выделяет следующие четыре ступени формирования навыка чтения: овладение звуко - буквенными обозначениями; послоговое чтение; становление синтетических приемов чтения; синтетическое чтение

15 слайд

Описание слайда:

Современное состояние вопроса о нарушениях чтения. Дислексия - это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением. При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок. - Замены и смешения звуков при чтении: замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат), графически сходных букв. - Побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова. Искажение звуко-слоговой структуры слова: пропуски согласных при стечении, пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения, добавления звуков, перестановки звуков, пропуски, перестановки слогов. Нарушения понимания прочитанного проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста. Эта группа нарушений чтения выделяется в тех случаях, когда не наблюдается расстройства технической стороны процесса чтения. - Аграмматизмы при чтении. Отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов.

16 слайд

Описание слайда:

Исследования Р.И. Лалаевой позволили определить следующие виды дислексии: оптическая мнестическая фонематическая семантическая аграмматическая тактильная. Семантические дислексии Семантические дислексии проявляются в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений текста. Анализ результатов исследования детей с семантическими дислексиями позволяет выделить три фактора, обусловливающих семантические нарушения чтения: 1) трудности звуко-слогового синтеза; 2) нечеткость, недифференцированность представления о синтаксических связях внутри предложения; 3) бедность словаря.

17 слайд

Описание слайда:

Методика организации и проведения коррекционной работы по упрочению звуко-буквенных связей; автоматизации слогослияния; формированию понимания текста. Логопедическая работа по коррекции семантической дислексии проводится в трех направлениях: развитие слогового синтеза; развитие грамматического строя речи, уточнение синтаксических связей между словами в предложении; расширение и уточнение лексики.

18 слайд

Описание слайда:

1. Обследование чтения Методика Н. М. Трубниковой. «Альбом обследования чтения». 2. Коррекционная работа Развитие слогового синтеза. Назвать слово, произнесенное по отдельным звукам (д, о, м; к, а, ш, а). Назвать слитно слово, произнесенное по слогам (ку – ры, ба – буш – ка). Составить слово из слогов, данных в беспорядке. Назвать слитно предложение, произнесенное по слогам (Де – ти иг – ра – ют во дво – ре).

19 слайд

Описание слайда:

ЛО КО МО БА БА РА НЫ ЛО МЫ ШИ КА ДА КИ РАН КА БА СО ПУ ЦА НИ ТА Приложение № 6 «Путаница»

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

Приложение №7 «Тренажёр согласных» 1 2 3 4 5 6 7 1) в д з р ш л п 2) р в п т с т к 3) т х р м п т ж 4) г р в м к з р 5) б з с к т ф ш 6) т ж л м н с ч 7) р м ф х в д г 8) ц к т р с ч ш 9) в д к в ф д р 10)г з с р п з б 11)м н б д ф м ш

22 слайд

Описание слайда:

Формирование навыка буквосложения, слогообразования, словосоставления В Г Д З …У …У …У …У У В Г Д Ж …А …А …А …А А Приложение № 8

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

«Составь слова из слогов» ПО + ЛО + СА = КА + ЛИ + НА = ЗА + НО + ЗА = ШИ + РИ + НА = СО + БА + КА = БЕ + СЕ + ДА = ГО + ЛО + ВА = БО + РО + ДА = ТИ + ШИ + НА = РЕ + ЗИ + НА = ДО + РО + ГА =

25 слайд

Описание слайда:

Развитие грамматического строя речи Логопедическую работу по коррекции грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений веду в следующих направлениях: работа над морфологической системой языка (словоизменением и словообразованием); формирование структуры предложений. Последовательность работы: 1) дифференциация речевых единиц (форм слов, структуры предложений) в импрессивной речи; 2) автоматизация грамматических форм в экспрессивной речи; 3) закрепление правильных грамматических форм в письменной речи.

26 слайд

Описание слайда:

Развитие словоизменения существительных провожу в следующем порядке: дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа; закрепление беспредложных конструкций единственного числа в такой последовательности: винительный падеж (нулевое окончание, окончания У, А-Я), родительный падеж, дательный падеж, творительный падеж; предложно-падежные конструкции единственного числа; формы существительных множественного числа, сначала беспредложные, затем с предлогами.

27 слайд

Описание слайда:

При этом необходимо учитывать, что с предлогами употребляются следующие падежные формы: родительный падеж с предлогом У, обозначающий местонахождение, а также с предлогами С, ИЗ, ДО, со значением направления действия (лежит у забора, берет с парты); дательный падеж с предлогом ПО (значение местонахождения), с предлогом К (значение направления действия). Плывет по реке; винительный падеж с предлогами В, НА, ЗА, ПОД (значение направления действия). Ставит на стол; творительный падеж с предлогами ЗА, НАД, ПОД, ПЕРЕД (значение местонахождения), обозначающими часть пространства, в пределах которого совершается действие, а также с предлогом С (значение совместности). Лежит за книгой. С блюдцем; предложный падеж с предлогами В, НА, обозначающими местонахождение предмета (лежит на столе).

28 слайд

Описание слайда:

Приложение № 9 «Весёлые предлоги» Задание: Составь предложения, используй разные предлоги.

29 слайд

Описание слайда:

Словоизменение глаголов закрепляется по следующему плану: согласование глаголов настоящего времени и существительных в числе; согласование глагола прошедшего времени и существительных в роде и числе; дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов. Виды заданий: 1. Составление предложений по опорным словам, данным вразброс. 2. Вставка в предложения пропущенных слов. 3. Определение правильности предложений. Детям даются предложения с правильными и неправильными формами слов.

30 слайд

Описание слайда:

Приложение №10 Прочти, спроси, ответь. 1. Мячик, Катя, в, комнате, катала. Кто? Что делала? Где? Под, закатился, кровать, он. Что произошло с …? Из-под, взяла, мячик, и, Катя, палку, достала, кровати. Кто? Что сделала? Что…? Откуда? 2. Коля, сидели, и Катя, балконе, на. Кто? Где? Со, Костик, змеем, ним, к, пришёл. К кому? Кто? Нитки, к, привязали, змею, и, Коля, Костик. Кто? Что? Катя, мальчикам, помогала. Кто? Кому? С, Костя, запустил, балкона, змея. Кто? Откуда?

31 слайд

Описание слайда:

Приложение №10 Вставь слово в предложение. 1. Кира купила красивый________ . Это была_______ фиалка. Она поставила горшок с фиалкой на _________. Каждый день Кира ________ фиалку. Скоро из-за листиков фиалки появились новые ___________ . 2. Маленькая Клава качает коляску со своей __________ . Вдруг замяукала _____________ . - Тише, ________ , мою дочку разбудишь, - сказала _______ . 3. Воспитательница пошла с группой на ____________ . Гуляли они на игровой ___________ , огороженной _________ . Ребята прыгали, _________ , _________, в разные игры.

32 слайд

Описание слайда:

Приложение №10 Скажи правильно. 1. Мама купила Юле голубую юбку. Мама купила Юле голубая юбка. 2. Коля строит дом из кубиков. Коля строит дом из кубики. 3. Мама и папа пошли в магазин за продуктами. Мама и папа пошли в магазин за продуктов. 4. Маленький ёжик ползал под ёлкой. Маленькая ёжик ползал под ёлкой. 5. Тамара подарила Свете куклу. Тамара подарил Свете куклу. 6. Мальчик поймал на огороде беленькую бабочку и принёс её отцу. Мальчик поймали на огороде беленькую бабочки и принёс её отцу.

33 слайд

Описание слайда:

Методы работы над пониманием прочитанных слов, предложений и текста. Использую следующие задания: Прочитать слово и показать соответствующую картинку. Прочитать слово и выполнить соответствующее действие. Прочитать слово и ответить на вопрос Найти в тексте ответ на заданный вопрос. Разложить серию сюжетных картинок в соответствии с прочитанным текстом. Выбрать из текста предложение, соответствующее сюжетной картинке. После прочтения текста поместить сюжетную картинку на свое место в серии сюжетных картинок. После прочтения текста найти лишнюю картинку в серии сюжетных картинок. После прочтения текста найти ошибку в последовательности сюжетных картинок. Найти ошибку в прочитанном тексте на основе правильной последовательности в серии сюжетных картинок.

34 слайд

Описание слайда:

Приложение № 11 «Времена года» Задание: 1. Прослушай рассказ. Назови его. Перескажи рассказ по картинкам, данным справа. Лето. Летом небо ясное, высокое. Солнышко поднимается высоко, светит ярко. Луга покрыты цветным ковром. Деревья одеты зеленой листвой. Цветут розы, гладиолусы, маргаритки. В лесу созрели земляника и черника. 2. Что тебе больше всего нравится летом?

35 слайд

Описание слайда:

«Времена года» Задание: 1. Прослушай рассказ «Зима». Перескажи рассказ по картинкам справа. Зима. Зимой небо низкое, хмурое. Солнце показывается редко. Дует холодный ветер. Идет снег. Тихо в лесу. Сладко спит в берлоге медведь. Белка и зайчик сменили свои шубки. Голодно волку. Он рыщет по лесу в поисках добычи. 2. Что тебе больше всего нравится зимой?

Иванова Ирина Борисовна

учитель-логопед

МАДОУ №112

г. Мурманск

Одним из приоритетных направлений в практике учителя-логопеда является пропедевтика нарушений чтения и письма. Неоспоримым признан тот факт, что между недоразвитием речи и дислексией существует тесная взаимосвязь.

Каждый вид дислексии имеет свои характерные особенности – комплекс ошибок, допускаемых ребёнком при чтении, а у детей с ОНР чаще всего присутствуют все виды дислексий в комплексе.

Для предупреждения дислексии необходимо соблюдать такие условия как ранняя диагностика и выбор наиболее эффективных методов и приёмов коррекционного воздействия.

В основе коррекционной работы с детьми с ОНР по профилактике дислексии лежит звуковой аналитико-синтетический метод. Работа рассчитана на два года и делится на два этапа:

I ЭТАП - безбуквенный период. Учим детей выполнять звуковой анализ и синтез закрытых и открытых слогов, слов с этими слогами.

II ЭТАП — буквенный период. Дети учатся проводить звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов, анализировать предложения.

На первом этапе работа начинается с развития у дошкольников психических процессов: внимания, слуховой и зрительной памяти, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве.

Поскольку дошкольникам с тяжёлыми нарушениями речи характерны такие ошибки при обучении чтению как замены, пропуски, перестановки букв и слогов, что обусловлено недостатками произношения и неумением анализировать звуковой состав слова, то основной целью на данном этапе является развитие произношения и навыков звукового анализа и синтеза.

На втором буквенном этапе обучения дети знакомятся с графическим образом буквы и совершенствуют навыки звукового анализа и синтеза слов с последующей буквенной записью.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Мнестичекая дислексия Нарушения чтения проявляются в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. Они обусловлены нарушением процессов установления связи между звуком и буквой с речевой памятью. Дети не могут воспроизвести в определенной последовательности речевой ряд из 3-5 звуков или слов, а если и воспроизводят, то нарушают порядок следования звуков или слов или со­кращают их количество, пропуская звуки, слова.

2 слайд

Описание слайда:

Упрощенное определение мнестической дислексии - трудности в обучении чтению, возникающие у детей с нормальным показателем умственного развития, без признаков каких-либо физических или психических заболеваний, которыми могут объясняться эти трудности. Дислексикам очень трудно различать буквы или группы букв, порядок их чередования в слове или в предложении, им едва удается читать, их успеваемость значительно ниже, чем у сверстников.

3 слайд

Описание слайда:

Причины: - Недостаточной церебральной латерализацией, что мешает улавливать правильное расположение букв, сбивает с толку, в результате ребенок пропускает буквы или слоги или переставляет их местами. - Дезориентацией во времени и в пространстве. - Проблемами восприятия. - Психомоторными трудностями (координация, баланс и пр.). - Эмоциональными расстройствами.

4 слайд

Описание слайда:

Принципы логопедической работы: Принцип комплексности Принцип учета патогенеза Принцип учета симптоматики и степени выраженности дислексий Принцип опоры на сохранное звено психической функции Принцип поэтапного формирования умственных действий Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала Принцип системности Онтогенетический принцип

5 слайд

Описание слайда:

Виды работы с буквой. На кого (что) похожа эта буква? Чья это буква? Поставь букву правильно. Найди букву в слове, тексте, кассе. Прочитай (м) букву. Назови букву (эм). Прочитай согласные, гласные, те, что обозначают пары. Конструирование буквы. Узнай букву на ощупь. Напечатай букву по образцу.

6 слайд

Описание слайда:

Вспомни, составь, перескажи сказку о букве. Вопросы по ленте памяти. Назови гласные, согласные. Расставь, распредели, новоселы буквы, расставь гласные по парам, (а-я, у-ю), согласные по парам. Охарактеризуй букву (печатная маленькая). Раскрась, обведи букву. Вырежи из бумаги букву. Выщипай букву из бумаги. Напечатай букву мокрым пальчиком, кисточкой. Выложи букву цветными нитками. Определи неправильно расположенную букву и напечатай её правильное расположение. Выдели буквы, наложенные друг на друга.

7 слайд

Описание слайда:

П - две палочки, наверху - перекладина. Р - палочка справа, наверху - овал. С - полуовал, открытый справа. Т - палочка наверху, по центру - перекладина. Ф - палочка в середине, по бокам - полуовалы. X - косой крест. Ц - две палочки, внизу - перекладина, а справа - хвостик. Ч - палочка слева, сверху - крючок, носик. Щ - три палочки, внизу - перекладина, а справа - хвостик. Ш - три палочки, внизу - перекладина (хвостика нет).

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

С помощью магнитно-резонансного анализатора неврологи смогли установить, что основную роль в процессе чтения играют три основных зоны в левом полушарии, которые являются чем-то вроде "инициатора звуков", "анализатора" и "автоматического определителя" и действуют одновременно. С помощью магнитно-резонансного анализатора неврологи смогли установить, что основную роль в процессе чтения играют три основных зоны в левом полушарии, которые являются чем-то вроде "инициатора звуков", "анализатора" и "автоматического определителя" и действуют одновременно. Однако у людей, страдающих дислексией, происходит сбой нервных связей между первым и вторым центрами, возможно, из-за доминирующей роли первичного центра-распознавателя. Поэтому у них возникают затруднения при переходе от звукового состава слова к его смыслу, и каждое слово они читают по слогам, словно видят его впервые. Поскольку распознавание слов осуществляется не автоматически, а механически, темп чтения крайне низкий. Елена Жидкова,(детский невролог) «дислексия возникает из-за "неслаженной работы правого и левого полушарий мозга. Причиной могут быть родовые травмы, нарушения во время беременности, нарушения правильного моторного развития". Передается дислексия по наследству. дислексия - это не проявление тупости или нежелания учиться, а вполне реальное генетическое заболевание, нарушающее правильную работу мозга.

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Симптоматика дисграфии Главным критерием диагностики дисграфии принято считать наличие на письме так называемых "специфических ошибок". пропуски букв, слогов, слов, их перестановки замены и смешения букв, близких по акустико-артикуляторным характеристикам соответствующих звуков смешения букв, сходных по начертанию слияние нескольких слов в одно нарушения грамматического согласования и управления слов впредложении. Иначе говоря, искажения, замены, смешения букв(оптико-артикуляторно-акустический признак), искажениебуквенно-слоговой структуры слов (пропуски, перестановки, добавления,разрывы), нарушения структуры предложений (пропуски, разрывы,перестановки слов. Аграмматизмы на письме

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

1 слайд

Дислексия у младших школьников или Как тяжело плохо читать… РРазработан учителем- логопедом Добровольской Н.А.

2 слайд

3 слайд

Понятие о дислексии. Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Этот недуг, порой называемый "словесной слепотой", связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Дислексией страдают от 5 до 12% людей.

4 слайд

Формы дислексии: Выделяют фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую формы дислексии.

5 слайд

Фонематическая дислексия - дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звуко-буквенного анализа.

6 слайд

Семантическая дислексия (греч. semantikos - смысловой) – дислексия, проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.

7 слайд

Аграмматическая дислексия - дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи. взаимная связь и

8 слайд

Мнестическая дислексия (греч. Mnesis -смысловой) – дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.

9 слайд

Оптическая дислексия (греч. optikos относящийся к зрению) - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах.

10 слайд

При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. Также выделяют литеральную оптическую дислексию, при которой наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы, и вербальную оптическую дислексию, проявляющуюся в нарушениях при чтении слова.

11 слайд

Причина дислексии. Дислексия возникает из-за неслаженной работы правого и левого полушарий мозга. Причиной могут быть родовые травмы, нарушения во время беременности, нарушения правильного моторного развития. К нарушению чтения может привести и то, что ребенка слишком рано поставили на ноги и у него не сформировалась мелкая моторика. Передается дислексия и по наследству. Встречается особая, врожденная форма дислексии, когда дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в отдельных его зонах. Эта незрелость проявляется в специфических задержках развития определенной функции. Расстройство чтения наблюдается очень часто у детей с ММД, СДВ, ДЦП, ЗПР, ЗРР. Считается, что это реальное генетическое заболевание, нарушающее правильную работу мозга.

12 слайд

Речевая симптоматика дислексии. Замена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-а и др.). 2. Побуквенное чтение-нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно. 3. Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов. 4. Нарушение понимания прочитанного, которые проявляются на уровне понимания отдельного слова, предложения и текста. 5. Аграмматизмы при чтении. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласование существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др. 6. Часто наблюдается в анамнезе нарушения звукопроизношения. 7. Бедность лексического запаса, неточность употребления слов. .

13 слайд

Неречевая симптоматика дислексии: Наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении левой и правой стороны, верха и низа. 2. Отмечается неточность определения формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы. 3. Выявляется задержка в дифференциации правой и левой части тела, левшество.

14 слайд

Список симптомов, связанных со сложностями в чтении или обучении: 1. Держит книгу слишком близко к глазам. 2. Немного косит. 3. При чтении не замечает отдельные места. 4. При чтении прикрывает или вообще закрывает один глаз. 5. Поворачивает голову, блокируя тем самым работу одного глаза. 6. Испытывает во время чтения или после головную боль. 7. Покачивает головой вперед-назад. 8. Часто трет глаза. 9. Испытывает трудности в запоминании, идентификации и воспроизведении основных геометрических фигур. 10. Быстро устает. 11. При чтении пропускает слова. 12. Примерно в пятилетнем возрасте пишет буквы и слова задом наперед. 13. Пытается избежать чтения и выполнения домашних заданий. 14. Читает хуже, чем следовало бы ожидать соответственно возрасту. 15. Имеет очень плохой почерк, слова словно наползают друг на друга.

15 слайд

Основные приёмы и методы работы с детьми-дислексиками: 1.Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики. 2. Метод кинезиологической коррекции. 3. Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. 4. Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия. 5. Зеркально-симметричное рисование обеими руками. 6. Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения. Модифицированные зрительные диктанты Федоренко. 7. Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие. 8. Поисковые таблицы слов "Фотоглаз". 9. Метод "озвученного" чтения. 10. Метод словесных анаграмм. 11. Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.

17 слайд

Развитие техники чтения у школьников с дислексией Человек запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Поэтому для освоения каких-то умений, доведения их до автоматизма необходимо проводить не длительные по времени упражнения, а короткие, но с большой частотой. Полуторачасовые тренировки не дадут никакой пользы и даже подавят у ребёнка всякое желание читать. Гораздо лучше проводить их по 5 минут несколько раз в день и ещё перед сном. Очень интересен метод жужжащего чтения. При жужжащем чтении вы читаете вместе с ребенком одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, в течение 5 минут. Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находится под их впечатлением. Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: прочитывается одна-две строчки, затем устраивается кратковременный отдых. Такой режим получается, когда ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку, отдохнул. Диафильмы должны быть занимательного содержания (сказки, приключения). Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти: прочитав три-четыре слова, ребёнок уже забывает первое и не может понять смысла предложения. Такое положение можно исправить с помощью зрительных диктантов, разработанных профессором И. Т. Федоренко.