Психологические барьеры в общении. Барьеры в общении и их преодоление - реферат Пути преодоления психологических барьеров

Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Ведь у партнеров по общению часто разные, а нередко и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манеры общения, разное самочувствие. Итак, каковы же основные виды барьеров в общении?

Барьеры коммуникации. Это барьеры в общении, связанные с обменом информацией между собеседниками в ходе общения.

    Семантический барьер. Он встает на вашем пути тогда, когда вы и ваш собеседник под одними и теми же понятиями подразумеваете совершенно разные вещи. Например, для одной девушки хороший муж – это тот, кто любит ее, заботится о ней, зарабатывает достаточно денег, хочет ребенка, любит проводить с ней вместе время; а для другой – тот, который редко пьет и редко бьет ее. Поэтому говоря на одну и ту же тему – «какие же все мужики одинаковые», – они на самом деле будут говорить о разном и могут столкнуться с непониманием друг друга. Для того чтобы разрушить этот барьер, необходимо хорошо понимать партнера и его картину мира – те смыслы, которые он вкладывает в различные понятия.

    Логический барьер – это неумение выражать свои мысли. В речи такого человека путаются причинно-следственные связи, происходит подмена понятий. Или ему бывает сложно подобрать слова для тех сложных мыслей, которые пробегают в его голове. Если вы столкнулись с таким собеседником, то наберитесь терпения: слушайте его очень внимательно и задавайте вопросы – это поможет вам получить необходимую информацию.

    Фонетический барьер – это плохая техника речи, когда непонятно, что говорит собеседник, и это мешает воспринимать информацию. Если вы заинтересованы в общении с этим человеком, т. е. несколько вариантов. При формальном или деловом общении вам придется приспособиться к его манере говорить, изредка переспрашивая в непонятных моментах. При неформальном или дружеском общении вы можете в мягкой форме донести до собеседника, что вам сложно понимать его из-за некоторых особенностей его речи.

    Личностный барьер. У каждого из нас есть характер, и некоторые его черты могут кого-то не устраивать. Но у кого-то эти черты настолько заострены, что его характер может быть барьером в общении. Например, чрезмерная медлительность или, наоборот, суетливость могут раздражать партнеров по общению.

Барьеры взаимодействия. Это барьеры, связанные с взаимодействием с человеком во время общения и возникающие из-за недовольства поведением партнера по общению. Как правило, в позициях собеседников есть существенные различия.

    Мотивационный барьер в озникает тогда, когда у партнеров по общению разные мотивы вступления в контакт. Например, вы хотите поддержки от подруги, а она хочет, чтобы вы обсудили ее новое платье. В таком случае вы можете столкнуться с непониманием и даже поругаться. Чтобы этого не произошло, полезным будет вовремя обозначать собственные мотивы: «Знаешь, сейчас мне очень нужно, чтобы ты меня поддержала, а потом обсудим платье».

    Барьер некомпетентности. Вас может злить некомпетентность партнера, когда он начинает говорить очевидные для вас глупости. Это вызывает чувство злости и потерянного времени.

    Этический барьер возникает в ситуации несовместимости нравственных позиций партнеров по общению. Главное – не пытаться перевоспитать или осмеять вашего собеседника. Гораздо правильнее свернуть общение или попытаться найти какой-то компромисс, особенно если у вас есть какая-то важная общая цель.

Барьеры понимания и восприятия – это барьеры, связанные с восприятием и познанием друг друга, а также с установлением взаимопонимания на этой основе.

    Эстетический барьер возникает тогда, когда нам не нравится, как выглядит собеседник. Для его возникновения есть разные причины, например, если он неопрятно или неряшливо одет или нас раздражает что-то в его внешности. Не думать об этом бывает сложно, однако необходимо, ведь этот контакт может быть для нас очень важен.

    Социальный барьер. Причиной затруднений в общении может быть разный социальный статус партнеров. Если они придают значение социальному положению друг друга и для них оно может быть препятствием, это способно осложнить общение. Но ведь для многих ситуаций статус неважен – например, для обсуждения вашего любимого занятия или поддержки друг друга.

    Барьер отрицательных эмоций. Согласитесь, довольно тяжело общаться с расстроенным или разозленным человеком. Многие из нас склонны принимать эти эмоции на свой счет (хотя бы отчасти). Здесь необходимо помнить о том, что зачастую причина плохого настроения собеседника кроется в каких-то иных вещах – обстановке в семье, проблемах на работе или личностном кризисе. Однако в случае, если отрицательные эмоции собеседника существенно препятствуют разговору, его лучше отложить на другое время.

    Барьер установки. Очень часто общение осложняется, если ваш партнер изначально имеет не очень хорошее мнение о вас. В большинстве случаев правильнее всего будет обсудить этот вопрос и честно спросить об этом собеседника, попытаться объяснить ему, что он ошибается. В тех ситуациях, когда это невозможно, постарайтесь просто учесть этот факт и строить свое общение с партнером достаточно аккуратно. Когда пройдет какое-то время и он поймет, что его установка ничем не подкрепляется, она может исчезнуть сама собой.

    Барьер «двойника» . Он заключается в том, что мы невольно думаем о нашем собеседнике как о самом себе: приписываем ему наши мнений и взгляды и ждем от него тех же поступков, которые сами бы совершили. Но он другой! Важно не забывать об этом и стараться воспринимать и запоминать все то, что отличает его от нас.

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога! Как вы уже знаете из статьи , человек – существо социальное, и общение играет существенную роль в его развитии, успехах, достижениях и вообще, жизни. Но иногда что-то происходит, и становится сложно налаживать контакт с окружающими, достигать взаимопонимания и вообще строить отношения. Готовность есть, а возможности нет. И сегодня предлагаю вам рассмотреть варианты этих сложностей, так называемые барьеры в общении поподробнее, а также пути их преодоления.

Какие бывают виды барьеров

Сам по себе барьер в общении часто называют «невидимой стеной», которая возникает между партнёрами и мешает им понимать друг друга, «видеть» другого таким, какой он есть, а порой и себя. Барьеры бывают коммуникативные, то есть, связанные с обменом информацией, перцептивные, отвечающие за восприятие и понимание, и личностные.

1.Коммуникативные

Любой разговор имеет такие составляющие: тот, кто передаёт информацию, кто получает и непосредственно, сам канал связи, с помощью которого этот процесс становится возможным. Знаете игру «испорченный телефон»? В этой игре участники по очереди пересказывают друг другу какую-то, к примеру, историю. В процессе передачи информации эта история может исказиться до неузнаваемости, когда теряется весь смысл сказанного первым участником. Обычно последний в цепи игрок выдаёт совсем нелогичный и запутанный вариант.

Поиграться весело, но если вдуматься, сколько ценного мы теряем? Когда самое главное искажается, то становится грустно и даже страшно. Итак, сложности, которые возникают во время коммуникации:

Логический барьер

Это неумение формулировать свои мысли, выражать их более ясно и понятно. Порой, человек просто не способен подобрать слов, путает понятия. В его речи просто отсутствует причинно-логическая связь, когда собеседнику становится совсем непонятно, что и для чего он говорит. Монолог может быть длинным и сложным, к которому теряется интерес. В таком случае энергия идёт на спад и в дальнейшем приводит к тому, что он не предпринимает попытки внимательно слушать и переосмысливать сказанное.

Семантический

Когда каждый вкладывает свой смысл в понятия, порой совсем противоположный мнению партнёра. Так случается в силу жизненного опыта, внутренних качеств, уровня развития и образа жизни каждого человека. И если изначально не прояснять, что именно значит такое то понятие для другого, то вполне могут возникнуть сложности в процессе взаимодействия.

К примеру, самое банальное, что такое любовь? Для одной женщины её проявлением станет постоянные признания, нежности и романтические подарки, в то время как для другой женщины это, как ни странно, ревность с проявлением насилия. И тогда, общаясь на тему любви, возникнут неточности в диалоге, вплоть до конфликта, если обе стороны не попробуют прояснить различия во внутренней картине мира и смысл, вкладываемый в обычные и вроде всем ясные понятия. Особенно сложно из-за микрокультур, которые используют в речи жаргоны и сленг, ясные только для их носителей.

Фонетический

Эмоциональный

Когда, получив какую-либо информацию, человек больше придаёт значение своим чувствам. Из-за этого упускает реальные факты и вообще смысл сказанного, из-за чего процесс взаимодействия усложняется.

2.Перцептивные


Они связаны с восприятием друг друга и формированием оценки к другому или ситуации, вследствие чего и устанавливается взаимопонимание.

  • Эстетический – если не нравится, как выглядит собеседник, просто его внешность или неряшливость, то это будет очень сильно влиять на наше понимание его и того, что он говорит.
  • Существует эффект оценки , когда на наше мнение о собеседнике влияет ранее полученная негативная информация, которая перечёркивает сложившееся мнение о нём, даже если она неправдива. Очень сложно потом разглядеть истину, и реальный характер человека. Всё сказанное им порой обесценивается и считается ложью.
  • Отрицательные эмоции . Случалось ведь, что «плохое настроение» мы считывали как отношение к нам, хотя на самом деле причины могли быть совсем не связанны с нашей личностью и поведением? К примеру, нового начальника коллектив воспринял как агрессивного или «сухого». Хотя на самом деле у него возникли сложности в семье, из-за чего в первые рабочие дни он был в подавленном состоянии. Или подруга резко стала не такой близкой и внимательной к вам, по причине возникновения внутреннего кризиса. Но вы расценили как непонимание и нежелание продолжать отношения. Потому что отрицательные эмоции многие воспринимают на свой счёт. Даже грубость незнакомого продавца порой глубоко ранит, если соотнести непосредственно как восприятие вашей личности, игнорируя тот факт, что вас он не знает, и просто не в духе из-за предыдущего клиента, который нахамил.
  • Социальный . Существенным препятствием для верного восприятия также является социальный статус собеседников. Когда кто-то предвзято относится к мнению низшего по званию, или наоборот, не поддаёт оценке и сомнению слова руководителя, считая по определению его мнение более верным из-за страха ослушаться, низкой самооценки и прочее.

3.Психологические


Это особенности личности, которые влияют на процесс коммуникации. Чаще всего они незаметны, но негативно воспринимаются окружающими. А если человек замечает своё отличие и сложности в поддержании разговора, то это часто приводит к развитию комплексов.

Модальность

Мы получаем информацию извне с помощью пяти органов чувств, и у каждого человека преобладает один вид. Существуют аудиалы, они лучше воспринимают на слух, кинестеты – с помощью ощущений, а визуалам проще запомнить увиденное. Поэтому при разговоре представителей разных модальностей могут возникнуть сложности.

Боязнь контакта

Сама мысль о том, что придётся завязать разговор с незнакомым человеком, вызывает много тревоги, которая впоследствии помешает формулировать свои мысли, а впоследствии только усилит комплексы.

Ожидание непонимания

Человек, исходя из предыдущего травматичного опыта, начинает предвосхищать события, то есть становится заранее убеждённым, что его не поймут. Такое прогнозирование впоследствии мешает адекватно оценить обстановку. Это потому что зацикленность на своём убеждении не даёт увидеть реальную обстановку.

Обращали внимание, как порой люди активно спорят и настолько увлечены своей идеей, что не замечают, что говорят об одном и том же?

Неготовность слушать и слышать

То есть, когда человек полагается только на свои суждения, отстаивает их и не может приспосабливаться к переменам. Это очень серьёзное препятствие на пути межличностного общения. Потому что неспособность прислушиваться к другим людям, нежелание узнавать и познавать их со временем приведёт к ухудшению даже самых близких отношений, и нежеланию контактировать.

Проэкция или перенос

Это виды барьеров и психологической защиты. Когда человек приписывает другому качества или эмоции, которые испытывает и имеет сам. Порой происходит наоборот, что-то в себе он не принимает, к примеру, агрессивность, и тогда часто замечает её в других, но отрицает наличие у себя. А вот добрый и отзывчивый человек не способен замечать реалии мира, что окружающие могут предать, обмануть и быть жестокими к нему, живя, как говорится, в «розовых очках».

Иногда кто-то может напомнить внешне или типом поведения какого-то знакомого или родственника. Тогда на него будут переноситься чувства, совсем не связанные с ним настоящим. К примеру, начальник внешне напоминает сотруднице деспотичного отца, хотя на самом деле очень лояльный и поддерживающий. Но она каждый раз будет испытывать страх в его присутствии и ожидать, что сейчас он будет ругаться и критиковать её работу.

Возрастной

Встречается очень часто в обыденной жизни между людьми разных поколений. Я писал в статье . Он является причиной непонимания и конфликтов в системе детско-родительских отношений, предвзятого восприятия молодых сотрудников, которые могут быть более развитыми, но обесцениваются из-за недостаточности опыта.

Эффект первичности

Вы ведь слышали о том, что первое мнение самое верное? И порой из-за этого убеждения человек будет готов опровергать происходящее далее, придерживаясь суждений о первом впечатлении. Это очень мешает налаживать контакт, ведь собеседнику постоянно придётся наталкиваться на уже созданный образ, где не будет места ему настоящему и на его преодоление придётся затратить максимум усилий.

Стремление сделать преждевременное заключение о личности другого

Происходит по разным причинам, чаще всего из-за страха разочароваться или «порадовать свою нарциссическую часть». То есть когда человек считает, что много чего знает и хорошо разбирается в людях. Например, женщина, которая очень хочет семью и встречает понравившегося мужчину, то при первой же встрече понимает, что именно с ним согласна прожить жизнь. Всего лишь потому, что по каким-то параметрам он ей напомнил человека, который способен любить и заботиться о семье.

Не зная о нём толком ничего, и потом впоследствии будет испытывать разочарование, или всё-таки игнорировать ситуации, в которых он не соответствует преждевременно созданному образу.

Каким образом определить?

Во время вербального общения, помимо внутреннего ощущения, что происходит что-то не то, и вы или вас не понимают, существуют ещё невербальные признаки, по которым также можно заметить наличие сложностей. Чтобы лучше в них разбираться, рекомендую .

  • Мимика. Если лицо партнёра напряжено или он выражает противоречивые эмоции. То есть, улыбка напоминает оскал, ведь при искренности в уголках глаз появляются маленькие морщинки, так называемые «гусиные лапки».
  • Поза. Закрытая поза, когда скрещённые ноги или руки, человек вовсе отворачивается от вас или демонстрирует чрезмерную расслабленность – маячки того, что следует задуматься о том, что происходит.
  • Жесты. Когда резкие, слишком быстрые движения, или руки сжаты в кулаки, спрятаны под столом – задумайтесь, вдруг стоит взять перерыв или сменить тактику.
  • Взгляд. Он может быть пустым, то есть отсутствующим, на вас смотрят как-бы сквозь. Слишком длительным, или наоборот, «бегающим».

Как преодолеть?


Основные способы, с помощью которых возможно наладить коммуникацию, я подробно описал . Здесь немного дополню непосредственно о том, как преодолеть возникшие препятствия.

  1. Не бойтесь быть почемучкой. Если что-то не совсем понятно или для вас нелогично, задавайте вопрос. Помните, понятия самых простых вещей у всех разные? Также отслеживайте, насколько вы просты для понимания. Если вы формулируете слишком сложные предложения, просто задумайтесь, зачем вам нужно быть запутанным и сложным для восприятия окружающих? Что вам это даёт? Уточняйте, поняли ли вас в данный момент? При вопросах добавляйте, что хотите его верно услышать, поэтому переспрашиваете.
  2. При разной семантике и сленге, используйте такие же слова и выражения, этот приём поможет наладить контакт и расположить к себе.
  3. Если вы заметили препятствия со стороны собеседника, используйте технику активного слушания, о ней я писал
  4. Тренируйте свою эмпатию и учитесь принимать инаковость. Многим важно просто почувствовать поддержку и принятие, а не совет или рекомендации к действиям. Умение сопереживать и ставить себя на место другого значительно упрощает процесс взаимодействия. Уважайте мнение другого человека, оно имеет право быть, ведь в одной и той же ситуации истина у каждого своя.
  5. Не ожидайте от партнёров многого, и также позволяйте себе быть собой. Ведь страх несоответствия ожиданиям провоцирует злость и тревогу, впоследствии вызывает разочарование, а эти все чувства совсем не способствуют живым и близким отношениям.
  6. Получая информацию, следует иногда делать разграничения, то есть отделять эмоции от фактов, оставляя эмоции и оценку в стороне, тогда возможно добиться объективности и верной интерпретации сказанного.

Общение – неотъемлемая часть жизни человека. От умения быстро устанавливать контакты с окружающими в современных условиях зависит успешность личности практически во всех сферах жизнедеятельности. Все стремятся к приятному и эффективному общению, однако иногда возникают ситуации, когда обмен информацией нарушается и партнерам сложно понять друг друга.

К этому приводят барьеры общения, которые существенно затрудняют диалог между собеседниками.

Язык иногда вместо дороги превращается в барьер.
Дэниел Киз. Цветы для Элджернона. Доктор Штраус

Что такое барьеры общения?

Это факторы, которые способствуют потере и искажению смысла информации в процессе взаимодействия. Они приводят к снижению эффективности коммуникации, возникновению напряжения и отрицательных переживаний. Часто они становятся основной причиной конфликтных ситуаций. Все барьеры общения делятся на две группы: психологические и коммуникативные.

"Я" и "другие": преодолевая барьеры

В повседневной жизни, когда мы сталкиваемся с ситуациями общения, близости, переговоров или общей деятельности с другими людьми, часто возникает ощущение “преодоления барьера” или существования какого-то крупного барьера, между личностями, который не позволяет им адекватно взаимодействовать друг с другом. Многие философы, писатели и просто бытовые исследователи обращали внимание на колоссальную разницу в восприятии человеком своего “я” и ощущения “других”.

Те люди, которые находятся за пределами нашего “я” оказываются чужими, непредсказуемыми и часто приносят неприятные ощущения, боль и разочарование – именно из-за того, что чем более близким становиться человек, тем в большей степени на него перекладываются индивидуальные представления о том, что правильно, и что нет, как нужно жить и действовать. Соответствующие ожидания не оправдываются никогда, потому что другой человек – совершенно другая, отдельно сформировавшаяся личность, у которой другие интересы, способности и цели в жизни. Однако, даже такое вполне логичное разочарование заставляет не открыть себе понимание “других”, а отстраниться от общения. Ж.П.Сартр сформулировал такой психологический процесс очень афористично: “Ад – это другие”.

На самом же деле путь к взаимопониманию прост и необыкновенно логичен, как это ни странно. Для того, чтобы нормально и адекватно воспринять других людей, необходимо присматриваться к их характерным реакциям, способам поведения, особенностям восприятия мира, к тому, что и как они делают, и как реагируют на те или иные события. Внимательное наблюдение должно сопровождаться как можно более широким и разнообразным общением с задействованием как можно большего диапазона инструментов – разговора, совместной деятельности, обмена впечатлениями, совместного творчества или разделения его результатов и т.д. Чем в большем количестве разнообразных ситуаций проявит себя человек, тем больше о нем можно узнать, и тем точнее будет наше поведение по отношению к нему.

Психологические барьеры общения

Психологические барьеры возникают в следствие индивидуально-психологических особенностей людей, которые вступают в процесс общения (скрытность, скромность, различия в типах темперамента), а также в результате особенностей отношений между партнерами (недоверие, антипатия).

Определяющим для возникновения ситуаций непродуктивного общения становятся личностные аспекты. В связи с тем, что каждый человек воспринимает события и явления окружающего мира субъективно, оценивает их с точки зрения своего индивидуального опыта, ему иногда бывает сложно понять партнера по общению, у которого другая точка зрения и другие особенности восприятия.
Основные виды психологических барьеров:

  1. Эстетические барьеры – возникают в ситуации, когда человеку не нравится внешний вид собеседника. Это может касаться особенностей его внешности, стиля одежды, определенных деталей гардероба.
  2. Интеллектуальные барьеры – заключаются в отличиях типов мышления, скорости протекания мысленных операций и различиями уровня интеллектуального развития. Например, общение оптимиста и пессимиста не всегда можно назвать продуктивным, ведь один будет искать в любой ситуации плюсы и пути выхода, а второй – акцентировать внимание на негативе. К интеллектуальным можно отнести барьер некомпетентности, когда человек не разбирается в обсуждаемой теме, что вызывает у партнера по общению чувство огорчения или раздражения.
  3. Мотивационные барьеры – проявляются, когда у людей разные цели. Это приводит к непониманию, искаженному восприятию информации.
  4. Моральные или этические барьеры – эффективности общения мешает несовместимость нравственных позиций, принципов, взглядов.
  5. Барьер установки – если у человека есть негативная установка по отношению к партнеру, то его слова воспринимаются не объективно, часто с внутренним протестом. Возникать он может в результате предыдущего опыта общения или на основе отзывов других людей.
  6. Барьер отрицательных эмоций или плохого физического состояния – относятся к ситуативным барьерам. Иногда проблемы в общении возникают, когда у человека плохое настроение или самочувствие, и он не настроен на установление контакта с другими.

Коммуникативные барьеры общения

Коммуникативные барьеры возникают, если между собеседниками есть несоответствие словесного запаса. К этой группе также относятся проблемы, связанные с отсутствием аналогий понятий в разных языках и другие сложности перевода.
Основные виды коммуникативных барьеров:

  1. Семантические барьеры – возникают, когда партнеры по общению под аналогичными понятиями подразумевают разные вещи. Например, один человек фразу «хороший метод достижения цели» понимает, как способ, который не навредит окружающим людям, а другой – как стратегию достижения желаемого любой ценой, даже если окружающие пострадают.
  2. Логические барьеры – проявляются, если человек не умеет четко и последовательно выражать свои мысли. В таком диалоге нарушаются причинно-следственные связи, и часто происходит подмена понятий.
  3. Фонетические барьеры – это плохая техника речи у говорящего. Когда слова звучат нечетко и непонятно, что затрудняет восприятие информации.

Видео: Барьеры в коммуникации. Как преодолеть?

Как преодолеть барьеры общения?

Человека в современном мире невозможно представить без речевых коммуникаций. Каждый день приходиться общаться на работе или учебе, с друзьями или коллегами. Но настоящей проблемой может стать барьер, который мешает грамотно общаться с окружающими и отделяет человека от нормальной жизни.

Один из самых распространенных барьеров - комплекс неполноценности. Люди с низкой самооценкой считают, что они хуже других, не видят своих достоинств и предпочитают проживать свою жизнь тихо и спокойно. Но на самом деле, стоит только сменить имидж, начать работать над собой и улыбаться трудностям, так потребность в общении появляется сама собой. Неуверенность в себе проходит с практикой. Психологи советуют не обходить людей стороной, а как можно чаще пробовать поддержать разговор.

Еще одной проблемой в общении может стать и завышенная самооценка. Комплекс превосходства проявляется в предвзятом отношении к окружающим людям. Человек чувствует себя лучше остальных и считает, что разговаривать с ними можно неуважительно и свысока. Конечно, такое отношение никого не устраивает и контактов с такой личностью скорей всего будут стараться избегать. Но если человек сам понимает причину трудностей в общении, то справиться с ними поможет самоконтроль и лояльное отношение к обществу. При разговоре, можно попробовать найти в собеседнике положительные черты, благодаря этому беседа пройдет более комфортно для обеих сторон.

Часто, случается так, что человек просто боится вступать в контакт с кем-либо. Например, не найти нужных слов, показаться глупым или сказать что-то не то. Появляется страх быть не принятым и осужденным. Возможно, у человека не хватает навыков общения или недостаточный словарный запас. Выход из такого положения – практика. Можно тренироваться перед зеркалом, как бы разговаривая с воображаемым другом. Попробовать вести переписки в интернете, ведь не имея возможности смотреть на собеседника, выражать свои мысли гораздо легче. Конечно, нужно больше читать и развивать словарный запас, чтобы подбирать слова для любой ситуации. Важно оставаться самим собой и не бояться о том, что подумают другие. Каждый человек воспринимает все по-разному, и найдутся те, кто сможет помочь справиться с этим барьером.

Сложность заключается в том, что зачастую причины возникновения сложностей общения не осознаются людьми. Особенно актуально это для психологических барьеров. Если коммуникативные преграды воспринимаются сразу и для их устранения часто достаточно уточнить смысл сказанного, переформулировать предложения и поработать над своей речью, то психологические сложности являются следствием подсознательных установок. Они плохо поддаются контролю.

Минимизировать вероятность возникновения барьеров помогут следующие правила общения:

  • Следите за своей внешностью и манерами общения, они должны соответствовать ситуации. Пытайтесь воспринимать собеседника объективно и безоценочно.

Заключение

Для того, чтобы правильно с человеком взаимодействовать, нужно как можно больше о нем знать, и действовать в соответствии с его программой действий, а не со своей. Следует смиренно принять тот факт, что другие люди, даже те, которые вследствие обстоятельств являются нашими близкими, на самом деле – совершенно другие, мыслят, чувствуют и действуют не так как мы. Настоящая близость становится возможной только после достижения этого понимания и его практического воплощения.

Начать общаться с людьми совсем не сложно. Живое общение действительно приносит огромное удовольствие и помогает добиваться поставленных целей.

Одна и та же фраза может быть сказана и воспринята по-разному. Вопрос, произнесённый на повышенных тонах, будет определён собеседником как гневный. Если вы произнесёте ту же самую фразу полушёпотом, то люди увидят в ней заигрывание. Поэтому порой решающую роль в коммуникации играют не сами слова, а сопутствующие факторы.

1. Перцептивный барьер

Перцептивный барьер - барьер восприятия. Настроение, с которым с нами ведут беседу, напрямую сказывается на эффективности коммуникации.

Проблема

Равнодушный тон и незаинтересованность, выдаваемая , формируют у собеседника скептическое отношение к успеху беседы и отбивают у него желание вести с вами разговор. То же касается людей, объясняющих свою точку зрения без уважения или с трудно скрываемой или не скрываемой вовсе неприязнью.

Решение

Начните разговор с позитивной ноты и старайтесь удерживать её на протяжении всей беседы. Допускайте уместную жестикуляцию, улыбайтесь и не забывайте о зрительном контакте с собеседником.

2. Поведенческий барьер

Мнение окружающих о нас напрямую влияет на уровень усвоения ими наших слов и на вероятность эффективного диалога. Исходя из отношения к вам, собеседник может абстрагироваться от темы беседы или частично игнорировать информацию.

Проблема

Напыщенный тон - причина неприязни со стороны собеседника. Если вся информация проходит через призму снисходительности, это вредит коммуникации и портит впечатление о говорящем. Низкая самооценка также может послужить причиной возникновения барьера.

Решение

Воспринимайте собеседника как равного себе. Обязательно хвалите человека за хорошо выполненную работу, даже если думаете, что сами могли бы сделать её лучше. Не забывайте про зрительный контакт и улыбку.

3. Языковой барьер

Языковой барьер возникает не только между носителями разных языков, но и между людьми с разным уровнем компетенции в какой-либо области.

Проблема

Если собеседник в речи использует незнакомые слова, вряд ли вы сможете понять его. Прибегая к профессиональным жаргонизмам в разговоре со стажёрами, вы не добьётесь понимания с их стороны и вселите в них неуверенность в собственной профпригодности. Если вы будете объяснять ребёнку решение задачи так, как рассказывали бы взрослому, это также приведёт к печальному результату: ребёнок не сможет решить подобную задачу вновь, пострадает его способность мыслить и докапываться до истины постепенно.

Решение

Упростите вашу речь до уровня собеседника, не проявляя снисхождения, свойственного людям с завышенной самооценкой.

4. Эмоциональный барьер

Эмоциональный барьер возникает из-за неуверенности, злобы, печали или даже излишней радости. Домашние проблемы могут наложить отпечаток на рабочие коммуникации, и наоборот.

Проблема

Испытывая эмоциональное напряжение, мы сами не замечаем, что пропускаем часть информации мимо ушей и как страдает наша способность к анализу и рассуждению. Находясь не в духе, мы становимся раздражительны по отношению к словам собеседника, а чрезмерная радость во время рабочего диалога может привести к одобрению откровенно плохой идеи.

Решение

Будьте выше своих и не позволяйте им влиять на общение с другими людьми. Находясь в состоянии эмоционального напряжения, старайтесь вести разговор с собеседником нейтрально.

5. Культурный барьер

Когда коммуникация происходит между представителями различных культур, высока вероятность возникновения культурного барьера. Но различия культур проявляются не только в общении с иностранцами или представителями иной веры.

Проблема

Некорректное общение с человеком другой национальности или религии может оскорбить его убеждения. Рассказы о пятничных гулянках могут испортить настроение человеку, которому противопоказан алкоголь. Попытка объяснить человеку старшего возраста смысл популярного ролика на YouTube может быть встречена непониманием.

Решение

Постарайтесь изучить собеседника заранее и ведите разговор максимально тактично. Если высок риск ляпнуть что-то не то, постарайтесь объяснить собеседнику с глазу на глаз, что не слишком хорошо знакомы с его культурой.

6. Гендерный барьер

Причиной непонимания может послужить различия в общении и мышлении . Женщинам свойственно мыслить интуитивно, а мужчинам - логически. Так, женщины любят говорить о людях и эмоциях, а мужчины концентрируют внимание на чём-то физическом и измеримом. Эти стереотипы, естественно, касаются не всех.

Проблема

То, что приемлемо по отношению к мужчине, может быть неэтично в общении с женщиной. Мужчина-начальник может скептически относиться к профессиональным навыкам женщин, позволяя стереотипам вмешиваться в коммуникацию. Так он рискует не только задеть собеседниц, но и неверно оценить рабочую ситуацию.

Этот эффект работает и в обратном направлении: отношение к словам обаятельной женщины может быть несправедливо завышено.

Решение

Не разделяйте собеседников по половому признаку. Воспринимайте представителей любого пола как равных себе.

Барьеры общения - это факторы, служащие причиной неэффективного взаимодействия, конфликтов или способствующие им. С психологической точки зрения к таким факторам можно отнести различия в темпераментах, характерах, манерах общения и эмоциональных состояниях общающихся партнеров.

Барьер темперамента возникает как следствие встречи двух людей с разными типами нервной системы. Темперамент является фундаментом характера, определяющим особенности реагирования нервной системы на окружающую среду. Тип темперамента зависит от врожденного типа высшей нервной деятельности. В нервной системе, как известно, сменяются два основных процесса - возбуждения и торможения. От их взаимодействия и зависит тип темперамента. Взаимодействие процессов возбуждения и торможения у каждого человека характеризуется силой, подвижностью и уравновешенностью нервной системы. Общение людей, разных по своей темпераментной структуре, может формировать барьеры на пути к взаимодействию и даже привести к конфликту.

Эмоциональное состояние человека также может влиять на эффективность общения. служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения. Они способны резко усилить или ослабить скованность, робость в общении. Однако лишь устойчивые отрицательные эмоции создают барьеры в общении. К таким фундаментальным эмоциям относятся: страдание (горе), гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина, плохое настроение и др. В соответствии с этим к личностным барьерам отрицательных эмоций можно отнести:
1. Барьер страдания . Этот барьер общения вызывается трагическими событиями, физическими болями, сильно заниженной самооценкой, неудовлетворенностью своим социальным статусом и т. п. Такой барьер снижает и уровень общительности переживающего страдания человека и тех, кто вступает в контакт со страдающим. Барьер страдания может быть вызван застенчивостью человека.
2. Барьер гнева . Его преодолеть особенно трудно, так как гнев провоцирует неожиданные препятствия, оскорбления и т.д. Гнев способен удвоить физическую и психическую энергию: чем он сильнее, тем человек активнее изливает его в словах или .
3. Барьер отвращения и брезгливости . Этот барьер возникает из-за нарушений кем-либо элементарных норм этики поведения или вследствие «гигиенического неприятия» другого человека. Его могут спровоцировать:

  • мятая, грязная одежда и обувь;
  • небрежная, излишняя жестикуляция партнера, подергивание;
  • отталкивающие манеры (грубый цинизм, пальцы во рту, ушах, носу, демонстрация неприличных звуков и т. п.); г) нарушение психологической дистанции общения;
  • гигиенически неприятные действия (почесывание, сморкание без использования носового платка, харкание, слюнотечение и т. п.);
  • мокрые, потные ладони и грязные ногти протянутой для рукопожатия руки; ж) неприятные запахи изо рта, от тела, ног;
  • гнилые передние зубы и пр.

Следует отметить, что окружающие быстро перестают обращать внимание на физические дефекты, но гигиенические отклонения они не приемлют всегда. Именно эти отклонения надолго запоминаются людям, провоцируя стойкий барьер общения.
4. Барьер презрения . Также как и барьер отвращения он ограничивает контакты с человеком, вызывающим отрицательные эмоции. Презрение у людей обычно вызывают: аморальные поступки человека; его предрассудки; неприемлемые черты характера (трусость, скупость); предательство и т. д.
5. Барьер страха . Этот барьер общения является одним из самых трудно преодолимых в общении между людьми. С человеком, являющимся источником , контакты сводятся до минимума. Его избегают, стараются не оставаться с ним наедине, не встречаться, не попадаться ему на глаза.
6. Барьер стыда и вины . Возникает в результате осознания неуместности происходящего события как реакция на критику; неумеренную похвалу, лесть, ухаживания; из боязни показаться неловким или быть уличенным в чем-то содеянном; от осознания глубокой вины перед кем-либо и т. д. В этих случаях человек краснеет, у него изменяется голос, он отводит в сторону глаза от партнера по общению либо опускает их, старается уйти от контакта.
7. Барьер плохого настроения . Плохое часто способствует конфликтам. Это эмоционально-негативное состояние влияет на партнера, парализуя его желание общаться. Болгарский психолог Ф. Генов при исследовании причин возникновения служебных конфликтов, в частности, установил, что:

  1. уровень эмоциональной уравновешенности у людей, занятых административной работой, значительно ниже среднестатистического, а с возрастом снижается еще более;
  2. плохое настроение руководителя значительно ухудшает настроение подчиненных.

8. Барьер речи . Этот барьер общения возникает вследствие допущенных речевых ошибок. Он может исказить или даже полностью заглушить слова говорящего. Такой барьер возникает вследствие: эмоционального возбуждения; неправильного выбора слов; ошибок в построении сообщения; неверной оценке способности партнера понять передаваемую ему информацию; слабой высказываний; неумения использовать социально-психологические механизмы общения.