Символика логотипа. Логотип, знак и эмблема

В 2010 году модный Дом Trussardi отпраздновал свой сотый юбилей, а в этом году бренд отмечает день рождения фирменного логотипа с изображением борзой, которому исполняется 40 лет. В честь такого события итальянская марка в сотрудничестве с японским иллюстратором Юко Шимизу и режиссером Джеймсом Лима выпустила короткометражный анимационный фильм The Sky Watcher с породистой собакой в главной роли. сайт подробно узнал историю логотипа Trussardi и вспомнил другие эмблемы известных модных брендов.

Trussardi: Английская борзая

История марки началась в 1910 году, когда Данте Труссарди открыл в итальянском городке Бергамо мастерскую по ремонту и изготовлению кожаных перчаток . Но борзая стала символом бренда только в 1973 году. Ее решил использовать племянник Данте Никола Труссарди . Гончая породы грейхаунд, изящная, элегантная, динамичная и изысканная, отлично символизировала стиль бренда. Помимо перчаток, Никола начал производить и другие товары из кожи, штампованные новым логотипом.

«Я видел множество картин и древнеегипетских барельефов, на которых изображались эти животные, и был совершенно сражен их красотой и невероятной элегантностью» , - говорил Никола о выбранном им логотипе, ставшем синонимом итальянского качества.

В новом ролике Trussardi The Sky Watcher , выпущенном к юбилею логотипа, ожившая статуя английской борзой гоняется за волшебным кроликом по улицам Милана, оживляя городские памятники. Но к утру чудеса заканчиваются, и бронзовый грейхаунд возвращается на свое место - ко входу в бутик итальянского модного Дома.

«Мы хотели не вдаваться в объяснения об истории бренда, и отдали предпочтение эмоциям, красивым картинкам и музыке» , - призналась креативный директор бренда Гайя Труссарди .

Chanel: Переплетающиеся «С»

Логотип Chanel - один из самых известных в мире моды. Две переплетающиеся буквы «С» можно увидеть на всей продукции бренда, но впервые символ появился в 1921 году на флаконе легендарных духов Chanel №5 . Существует несколько версий создания эмблемы в виде двух «C». Согласно самой популярной - это инициалы самой Коко Шанель , которые она нарисовала незадолго до открытия первого бутика Chanel . Приверженцы второй, менее распространенной версии, авторство логотипа приписывают Михаилу Врубелю , который нарисовал символ, представленный Коко в 20-х годах XX века, гораздо раньше - в 1886 году. Известно, что орнамент в виде соединения двух подков, символизирующий двойную удачу, был моден в конце XIX века. Поэтому многие исследователи считают, что схожесть эмблемы модного Дома и эскиза Врубеля - простое совпадение. Хотя есть еще одна версия: эта эмблема - всего лишь напоминание о кованых ухорах, украшающих двери приюта, в котором росла Шанель. Так или иначе, с выбором логотипа Коко не прогадала, он принес Дому удачу.

Versace: Медуза

Символ модного Дома Versace - голова медузы - появился в 1978 году, когда 34-х летний Джанни Версаче открыл свой первый именной бутик в одном из самых престижных районов Милана виа делла Спига. Легенда гласит, что незадолго до открытия дизайнер гулял в саду своего особняка в Реджо-ди-Калабрия и обратил внимание на мраморную фигуру Медузы Горгоны. Самая известная из трех сестер-горгон с женским лицом и извивающимися змеями вместо волос, одним взглядом превращавшая человека в камень, идеально подошла бы на роль логотипа бренда. Джанни всегда интересовался мифологией и классической литературой и решил, что в новом контексте голова мифологического существа будет символизировать роковое влечение. Именно в амплуа соблазнительницы модный Дом Versace видел свою покупательницу.

Burberry: Рыцарь

Логотип английской марки Burberry появился в 1901 году, когда основанный в 1856 году молодым Томасом Барберри бренд уже стал достаточно известным. С самого начала продукция Burberry отличалась высоким качеством тканей, удобством и практичностью. Во время Первой мировой войны по заказу Британских Королевских Военно-Воздушных сил Томас разработал непромокаемый плащ (тот самый знаменитый тренч). И в 1901 году, когда основатель бренда получил заказ на изготовление полного обмундирования для офицеров, встал вопрос и создании торгового знака Burberry . Тогда и появилась эмблема бренда - фигура рыцаря-всадника в доспехах и с копьем в руках, который был изображен на фоне флага с надписью «prorsum», что в переводе с английского означает «вперед». Такой девиз отражал стремление к еще более прогрессивным изобретениям, а копье было символом защиты традиций качества.

Lacoste: крокодил

Спортивный бренд Lacoste был основан знаменитым в свое время теннисистом Рене Лакостом . Француз, которого отец отправил в Англию получать престижное образование, стал 10-кратным победителем турниров Большого шлема. Но на пике карьеры Рене, врачи обнаружили у теннисиста туберкулез. Его спортивной карьере пришел конец, но Лакост задумал новый проект. В 1933 году он вместе с Андре Жилье создал фирму La Societe Chemise Lacoste , производившую футболки для теннисистов, игроков в гольф и любителей парусного спорта. Логотип в виде крокодила появился еще до создания бренда. Дело в том, что журналисты уже давно называли теннисиста не иначе, как крокодилом. «Меня прозвали «Крокодил» после моего спора с капитаном нашей команды , - рассказывал Рене. - Он пообещал купить приглянувшийся мне чемодан из кожи крокодила, если я выиграю важный матч для сборной». Лакост совсем не обиделся на журналистов и пришил изображение крокодила на свою спортивную форму. Маленького зубастого аллигатора нарисовал известный художник и друг Рене Роберт Джордж. Именно этот знаменитый крокодил и переместился на вещи бренда Lacoste.

Ralph Lauren: игрок в поло

Ральф Лорен , некогда сын еврейских иммигрантов Ральф Лифшитц , в 1967 году учредил компанию Polo Fashions и уже в 1968 году открыл свой первый бутик. Всемирно известный логотип бренда появляется в 1971 году, когда Ральф впервые подарил женщинам мужскую рубашку поло.

«У моей жены превосходное чувство стиля: она может в мужском магазине выбрать такую рубашку и пиджак, что люди после допытываются, где мы достали эту одежду, - рассказывал Ральф о своем нововведении. - Ее образ напомнил мне Кэтрин Хэпберн в молодости, спортивную и non-fashion, в образе девушки-всадницы с развевающимися по ветру волосами ».

Дизайнер не только создал рубашку-поло для дам, но и поместил на ее манжет логотип в виде игрока в поло, скачущего верхом на лошади. Сам Лорен признавался, что для него игра в поло всегда была олицетворением богатства, роскоши и власти. Выходец из бедной семьи, он всегда мечтал стать частью высшего общества, примкнуть к нему. Мечты модельера сбылись, а символизировавшая для Лорена роскошь фигурка игрока в поло сейчас ассоциируется с классическим американским стилем.

Fred Perry: лавровый венок

Фред Перри - знаменитый английский теннисист 1930-х годов. Свою компанию он основал в 1952 году. Все началось с сотрудничества Фреда и бывшего австрийского футболиста Тибби Вэгнера , у которого появилась идея продавать эластичную ленту на запястье под именем Перри. Вскоре спортсмены расширили производство и начали выпускать спортивные рубашки Fred Perry . Конечно, имя популярного теннисиста ассоциировалось у покупателей со знаменитым турниром Уимблдон, и они охотно приобретали товар бренда. Известно, что изначально заядлый курильщик Фред хотел сделать логотипом марки курительную трубку. Он совсем не подумал, что такой символ не подходит в качестве эмблемы для спортивной одежды. Но, к счастью, Вэгнер отговорил Перри словами «девушкам это не понравится». Партнер предложил альтернативу:

«Что насчет лаврового венка, который ты носишь на куртке и свитере Кубка Дэвиса .

С 1934 года, когда он одержал победу на Уимблдоне, Фред всегда выступал с этим символом. Не смотря на то, что отношения с английским клубом у Перри не сложились, Фред запросил разрешение на использование лаврового венка непосредственно у директора Уимблдонского Клуба. Тот очень обрадовался, что их символ будет использовать прославленный теннисист, и дал согласие. В последствие одежда марки Fred Perry с узнаваемым венком стала униформой целого ряда субкультур ХХ века, в частности модов и скинхедов.

Смотрите другие фотографии:

Продолжу с корпоративными логотипами. Логотипы окружают нас везде, любая мало-мальски приличная фирма имеет свой логотип. Определенно они что-то значат. Приведу пример с компанией, где я работаю - в течении трех лет логотип меняли несколько раз, основной знак оставался, но менялись детали. Казалось-бы какая на хрен разница, но зачем-то меняли и тратили на это деньги. Дизайнеры и разработчики получают за это большие деньги, Ещё пример, футбольная команда Шахтер, стоимость разработки нового логотипа 6 млн. евро. ЗАЧЕМ???

Кстати, на перевернутый похоже.

Ответы надо искать где-то в нейромаркетинге. Символы воздействую на наши эмоции. Современные компании очень часто используют древние символы и образы. Очевидно они наделены определенной силой, если их используют и сейчас.

СТАРБАКС .
Популярнейшее заведение в Америке. Ниже логотип. Ничего казалось бы примечательного, только каким боком имеет отношение русалки к кофейням? Образ типа символизирует, что кофе в Starbucks доставляется из дальних уголков мира

Давайте копнем глубже. Вот картинка 15 века. Это Мелюзина .

(нем. Meerweib, Seejungfer, Melusine, фр. sirene)

Традиционная фантастичекая фигура западно-европейской герльдики,известная и на Руси в качестве нечестивого символа . Изображается в виде коронованной обнаженной женщины с длинными распущенными волосами. Ниже груди ее туловище переходит в два симметрично расположенные на щите рыбьих хвоста, за которые мелузина держится руками. Иногда эта фигура изображается безрукой, иногда - держащей в одной руке гребень, в другой зеркало. Известна с XII в. как эмблема города Палермо, а на Руси употреблена на малом прапоре боярина В.С. Волынского, который в 1671-1672 гг. вел переговоры с поляками по поводу заключения Андрусовского мира.

Не похоже? Тогда смотрим первоначальный логотип Старбакс

Здесь мелузина выглядит беременной. Обратите внимание на пупок, который похож на вопросительный знак. Через год или два логотип изменили.

Прикрыли груди, убрали беременность и знак вопроса. Компания расширялась и приобретала популярность, логотип опять облагородили.

Ну на пентаграмме внимание акцентировать не буду.

APPLE
Первый компьютер. Обратите внимание на цену

Первый логотип Apple был смоделирован Джобсом и Вейном в 1976 году, изображая Исаака Ньютона, сидящего под яблоней. Он был вдохновлён высказыванием Вордсворфа, которое тоже было включено в логотип: "Ньютон....разум, вечно странствующий среди странных морей мысли", с надписью ‘Apple Computer Co." на ленточке, украшающей кадр изображения.

Логотип Apple был сразу заменён дезайнером Робом Дженофом (Rob Janoff) на разноцветное яблоко с надкусом с правой стороны, более известным как “радужное яблоко”.Это было сделано, чтобы увековечить открытия гравитации (яблоко) и разделения цветов (цвета), сделанные Исааком Ньютоном, и, возможно, отдать дань “фрукту Древа Познания” из истории об Адаме и Еве. Даже термин “Macintosh” означает определённый сорт яблок

По другой легенде своим логотипом, надкушенным яблоком, Apple обязан гениальному математику, прародителью современного компьютера, внесшему огромный вклад в информатику и пострадавшему за свою нетрадиционную сексуальную ориентацию, Алану Тьюрингу.
Тьюринг был гомосексуалистом, что в то время в Великобритании запрещалось законом, а гомосексуализм считался психическим заболеванием. В 1952 году Тьюринг был обвинен в мужеложстве и осужден. На выбор ему было предложено два приговора — либо заключение в тюрьме, либо подавление либидо с помощью инъекций женского гормона эстрогена, что по сути, было химической кастрацией. Ученый выбрал второе.
Одним из эффектов была растущая грудь и снижение либидо. Кроме того, в результате осуждения он потерял работу и право работать в области криптографии. Целый год ученый прожил в затворничестве, а затем покончил жизнь самоубийством, отравившись цианистым калием. Раствор цианида Тьюринг впрыснул в яблоко, надкусив которое он и скончался. Яблоко нашли на ночном столике рядом с мертвым телом.
Флаг гомосексуалистов

Редко можно встретить логотип относящийся к какому-то конкретному стилю, как правило каждый логотип это целое «изобретение» состоящее из различных наслоений художественных стилей.

  1. Картуш, виньетки. Знаки, в которых ключевым элементом является орнамент, можно выделить в отдельный стиль абстрактных логотипов. Такие логотипы подразумевают индивидуальный подход, элитарность.
  2. Точки. Точка — один из самых простейших геометрических элементов. Композиция созданная из множества различных точек равноудалённых или удалённых друг от друга в какой-либо математической последовательности может создавать сложные и интересные композиции. Даже простые формы, созданные посредством точек, приобретают новый, оригинальный вид.
  3. Капли. Форма капли часто обыгрывается в различных вариациях. Это математически красивая и запоминающаяся форма, которая никогда не устареет. С помощью капли передают естественность, текучесть, жидкую основу.
  4. Кубизм. Этот художественный стиль зародился в начале ХХ века и до сих пор иногда используется графическими дизайнерами для придания лаконичного, геометрического вида. Объекты разбиваются на геометрические примитивы.
  5. Простая геометрия. Используются простые формы, не сложные геометрические композиции. Такой приём часто используется в лаконичных корпоративных знаках. Лаконичность придаёт деловитость и серъёзность знаку. «Ничего лишнего» — можно прочитать в этих формах.
  6. Молодежный стиль. Логотипы несущие модные, современные образы. Это активные композиции, иногда построенные на образах из прошлого. Логотипы в молодёжном стиле говорят нам о безграничных возможностях для молодых и активных людей.
  7. Спиралеобразность. Спираль — одна из самых простейших природных форм. Эта форма часто встречается в растительном и животном мире. Дизайнеры давно взяли спираль «на заметку» и часто используют этот стиль в логотипах.
  8. Прообразы животного мира. Знаки использующие образ животного одни из самых распространённых. Логотип выполненный в таком стиле несёт в себе особые качества изображённого животного.
  9. Растения, зеленый мир. Такие логотипы навязывают нам образы чего-то натурального, здорового, растущего. Формы «растущих» логотипов это — листья, цветы, вьющиеся и прямые стебли. Логотипы «Растительной тематики» не обязательно должны быть символами аграрных либо прочих предприятий занимающихся производством и выращиванием растительных форм жизни. Это образ всего развивающегося и растущего.
  10. Метод изменения формы, деформации. Современные технологии предлагают нам всё большую интерактивность. Коснулось это и логотипов. Логотипы выполненные посредством изменения формы выглядят живо, современно и прогрессивно. Они как-будто выходят «за грань» превращаясь в 3D изображения.
  11. Человеческий образ. Логотипы создающие образ человека, вызывают у нас дружелюбный настрой. Знаки содержащие элементы человеческого тела: нос, рот, глаза, уши, волосы, руги и ноги очеловечивают логотип. Знак как-бы оживает, приобретая человеческие черты.
  12. Теневые решения. Теням уделяется немало внимания в художественной деятельности. Логотипы не стали исключением. Знаки приобретают почти реальные формы тогда, когда у них появляется тень. Создаётся иллюзия пространства. Очень часто тень в логотипах несёт свой, отдельный, вторичный смысл, дополняющий и закрепляющий первый.
  13. Эффекты прозрачности, подсветки. Свет несёт людям тепло и энергию. Использование «световых эффектов» в логотипах дарит нам позитивный настрой, оптимизм, тепло и удачу.
  14. Экология. Экология с недавних пор очень беспокоит человека. Эта обеспокоенность не могла не найти отражения в современных логотипах. Свежесть, экологичность, чистота и здоровье в знаках данного стиля.
  15. Знаки письменной принадлежности. Знаки: вопросительный; восклицательный, точки, запятые, скобки — всё это давно выделилось в отдельный стиль для интересных логотипов. Это свежий интернетовский, молодёжный стиль.
  16. «Простой» стиль. Логотипы без замысловатостей и скрытых смыслов. Пишется то что изображено, изображено то что написано. Не надо ничего додумывать и фантазировать. Очень простые и понятные логотипы.
  17. Фотоизображения. Знаки выполненные в фотореалистичном стиле выглядят очень интересно. Они как-бы говорят нам: «Мы настоящие». Часто несут в себе псевдообъём, несуществующую трёхмерность.
  18. Кольцо. Логотипы использующие изображения колец или их частей символизирует целостность, законченность, качество и высокий уровень компании или предоставляемых услуг.
  19. Линии и ленты. Логотип, либо его часть, выполнен в виде непрекращающейся линии, объединяющий весь знак в единую композицию. Линии выполненные линиями выглядят оригинально и замысловато.
  20. Гербоподобные логотипы. Логотипы выполненные в этом стиле выглядят величественно и богато. Знаки в стиле средневековых гербов несут в себе отпечаток средневековья и вызывают уважение.
  21. Половинчатость. Незаконченность логотипа вызывает интерес наблюдателя. Половина знака как-бы задаёт нам вопрос, а что же дальше, где вторая половина? Это интригующие и интересные знаки.
  22. Наложение слоев. Это накладывающиеся изображения. Они могут быть прозрачны или дополнены друг другом. Это иллюзия создающая множественность смыслов.
  23. Иллюзия оптического восприятия. Один из самых интересных стилей для логотипа. Он основан на особенностях зрительного восприятия и говорит зрителю: «мы можем всё».
  24. Пиксели. Одно из последних веяний. Знаки, которые делятся на пиксели, несут цифровые технологии в наш мир. Распадаясь на составляющие они обнажают свою интерактивную, «цифровую» сущность. «Пиксели» популярны для IT технологий.
  25. Каллиграфия. Логотипы написанные одним росчерком, как-будто «от руки» (очень часто это действительно так). Они говорят нам о своей неповторимости, элитарности. Каллиграфические логотипы выразительны и самодостаточны, очень часто без какого-либо визуального знака.
  26. Амбиграммы. Амбиграммы читаются если их перевернуть. Логотипы амбиграммы являются верхом практичности в современном дизайне. Логотип который читается после того как его перевернуть «вверх тормашками» достоин внимания.
  27. Рисованные логотипы смотрятся интересно художественно и в то же время просто. Логотипы выполненные в стиле иллюстраций говорят нам: «Для нас это ничего не стоит», «Мы сделаем это легко для Вас».
  28. Изменяемые формы. Это воплощение динамичности в логотипе. Такой логотип слишком живой чтобы существовать в каком-то одном статичном виде. При том что логотип сохраняет в себе прежний смысл и основную форму, он постоянно изменяется.

Логотип, знак и эмблема. Терминология. Александр Ширышев.

Знак, логотип, эмблема — эти слова слышали все, многие активно используют, но большинство использует не по назначению. Почему логотипом называют знак, а знаком называют эмблему? Почему дизайнер заблудился в трёх берёзках и туда же затащил заказчика? Давайте разбираться. Начнём с логотипа.

«Логотип (от греч. logos — слово и typos — отпечаток) — оригинальное начертание, изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы. Специально разрабатывается фирмой с целью привлечения внимания к ней и к ее товарам.» — Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей «ИНФРА-М»).

«Логотип (от греч. logos — слово + typos — отпечаток) — литера ручного набора с наиболее употребительными слогами или даже словами. Логотипы применялись на ранней стадии книгопечатания для того, чтобы ускорить процесс набора.» — Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. — Изд. 3-е, испр. и доп., Электронное — М.: ОЛМА-Пресс, 2006.

«Логотип (от нем. Logotype, англ. logotype — Стефанов С. И. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника. — М.: Гелла-принт, 2004. — 320 с: ил. — (Рекламные технологии).

Все приведённые выше определения сходятся в одном: логотип — это какая-то неделимая комбинация букв. Конкретно в дизайне — словесная торговая марка . Это может быть название компании или товара, набранное готовым шрифтом, или оригинальное начертание нарисованное дизайнером для данной работы, каллиграфическая надпись, монограмма, вензель. Очевидно, что неправильно называть логотипом торговую марку вообще, тем более, если она представляет собой какое-то изображение не связанное с буквами. Однако встретить безграмотное употребление этого термина можно сплошь и рядом. Даже в конце последнего определения упоминается эта ситуация.


Логотип. Александр Ширышев.

Знак — очень обширное понятие. Самое простое найденное мной определение объясняет его как «нечто, способное в некотором отношении выступать вместо чего-либо другого, т.е., будучи воспринято некоторым живым объектом, обладать значением» (Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002).

Смею предположить, что под «живым объектом» тут подразумевается человек. Новейший философский словарь трактует это понятие ещё круче.

«Знак — традиционно — материальный, чувственно воспринимаемый предмет (событие, действие или явление), выступающий в познании в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия, субъективного образования. Предназначен для приобретения, хранения, преобразования и трансляции определенной информации (сообщения).» — Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2003.- 1280 с. — (Мир энциклопедий).

Исходя из этих определений, в качестве знака может выступать всё что угодно. Поэтому для нашего конкретного прикладного случая правильно будет уточнить понятие. Вариантов несколько: графический знак, фирменный знак, сигнет, товарный знак, эмблема, торговая марка . Словари пестрят определениями каждого из этих понятия, где-то пересекаясь в значениях, где-то противореча друг другу, демонстрируя полное непонимание составителей, о чём они говорят, и зачем вообще вводят в употребление эти термины.

Дизайнеру этот термин нужен по одной простой причине: это один из его товаров. Клиенту надо объяснить зачем он, сколько стоит и как используется. Очевидно, что объяснять эти вещи, используя термин «эта фиговина» не очень удобно. Как назвать оригинальное начертание Nike ? Мы уже выяснили — логотип. Как назвать «свуш» — знаменитую дугу Nike? Пока ответить на этот вопрос мы можем, руководствуясь методом от противного, — это точно не логотип. Как обозначить ситуацию, когда они используются вместе? Ещё один вопрос, на который дизайнер должен знать ответ, хотя бы потому что есть соответствующий раздел в паспорте стандартов и у него должно быть название.

Прежде чем продолжить терминологизировать, давайте разберёмся с двумя вредными словосочетаниями: товарный знак и торговая марка . Они заимствованы из рекламной индустрии, которая к айдентике имеет очень посредственное отношение. Рекламистам этих терминов для коммуникации достаточно. Для дизайнера же они слишком грубые и условные. Во-первых, потому что под ними может скрываться всё, что угодно. Во-вторых, прилагательные торговая и товарный вводят в заблуждение относительно объекта приложения дизайн-услуг. Ведь фирменным стилем может обладать не только товар, компания или услуга, но и некоммерческая организация, государственное или образовательное учреждение, город, страна, телепередача, фильм, фестиваль, спортивная команда, человек и ещё много чего. Сложно себе представить словосочетание товарный знак Министерства образования или торговая марка Грушинского фестиваля .

Сам объект приложения дизайн-услуг (компания, товар, организация, учреждение, страна, мероприятие и прочее) мы будет обозначать словом бренд . В контексте этой статьи нам не важно то, что бренд — это результат. Здесь и далее, мы будет подразумевать, что объект, для которого мы разрабатываем паспорт стандартов фирменного стиля, брендом рано или поздно станет.

Итак, нам необходимо обозначить термином такое явление, как графический знак бренда. Чтобы быть уверенным, что мы понимаем друг друга, приведу конкретные примеры: яблоко Apple , арки McDonalds , свуш Nike, звезда Mercedes , яйцо «МТС », разноцветное окошко Windows .

Из претендентов на обозначение этого фирменного элемента остались термины: фирменный знак, сигнет, графический знак и эмблема . Прилагательное фирменный понятие знак не уточняет, а значит термин остаётся таким же неточным и мутным, как и без него. Сигнет — англицизм (от анг. signet — знак, штамп), также не углубляющий понятие знак. Таким образом, в качестве точного термина имеет смысл рассматривать графический знак и эмблему .

«Эмблема (от греч. emblema — вставка, выпуклое украшение), условное пояснение отвлеченного понятия, идеи с помощью какого-либо изображения (например, голубь — Э. движения сторонников мира); нередко рассматривается как разновидность аллегории. В узком смысле — символическое изображение.» — «Большая советская энциклопедия».

«Эмблема (от лат. emblema — вставка, выпуклое изображение) — условное символическое изображение какого-либо понятия или идеи; в отличие от символа не воплощает содержания понятия, а лишь указывает на него.» — Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007.

«Эмблема (от лат. emblema — Стефанов С. И. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника. — М.: Гелла-принт, 2004.

Эти определения применимы и к термину графический знак . Однако понятие графический знак смешивается с понятиями товарный знак, фирменный знак и даже торговая марка , а само словосочетание графический знак на практике урезается просто до знака . Иногда дизайнер употребляет термин знак , понимая, что под ним скрывается именно графический знак , иногда нет.

Уверен, большинство людей даже не догадывается о том, что символизируют эмблемы, красующиеся на автомобилях. В этой статье представлена информация о происхождении и смысловом значении логотипов основных автопроизводителей мира.

В сети существует множество вариантов толкования эмблем. Почти все эти версии являются вымышленными. На страницах одного автомобильного форума мне повстречалось мнение, будто эмблема Toyota - стилизованное изображение головы быка. Конечно же, оно является неверным и даже не имеет никакого отношения к истории фирмы. Удивило то, что человек, излагавший данную версию, был полностью уверен в своей правоте.

В процессе написания статьи было проанализировано более двухсот различных источников (включая официальные данные), так что можно быть уверенным в достоверности информации, расположенной на этой странице.

Audi AG (Ингольштадт, Германия)

Эмблема Audi - четыре металлических кольца. Сплетение этих колец символизирует нерушимое единство четырех фирм-основателей: Audi, DKW, Horch и Wanderer. В 1932 году эти ранее независимые фирмы были объединены в союз - «Auto Union».

Автоконцерн был назван в честь своего основателя - Августа Хорьха. Дело в том, что слово Хорьх (нем. Horch - «прислушайся») в переводе на латинский звучит как «Audi».

Тут, естественно, возникает вопрос. Почему фирма не получила фамилию основателя? Дело в том, что Август Хорьх в 1899 году открыл свою компанию по производству автомобилей (A. Horch & Cie). Через 10 лет его изжили из собственной компании, и он основал новую, уже в другом городе, продолжая использовать тот же самый бренд - Horch. Его бывшие партнеры подали на него в суд и отсудили бренд, поэтому Август был вынужден придумать новое имя компании.

Bayerische Motorenwerke (Мюнхен, Германия)

Существует ошибочное мнение, будто эмблема Bayerische Motorenwerke - стилизованное изображение вращающегося пропеллера самолета. Но на самом деле за основу эмблемы BMW взят баварский флаг (так трактует происхождение логотипа канал National Geographic).

Компания BMW была основана Карлом Фридрихом Раппом в 1913 году на баварских землях возле авиазавода Flugmaschinenfabrik. Изначально фирма производила авиационные двигатели. В 1923 году BMW производит свой первый мотоцикл. Позже, в 1929 году, выпускает первый автомобиль под именем Dixi.

Citroen (Париж, Франция)

Эмблема Citroen - схематическое изображение зубьев шевронного колеса. Шевронным колесом называется шестерня с V-образными зубьями (такое строение зубьев решает проблему осевой силы, при использовании шевронных колес отпадает необходимость установки валов на упорные подшипники).

Компания была названа в честь своего основателя - Андре Ситроена.

В 1913 году, Андре Ситроен наладил производство таких шестеренок, которые во многом превосходили продукцию конкурентов. Это и объясняет выбор эмблемы.

Мало кто знает, что PSA Peugeot Citroen - это материнская компания Citroen. Автомобилестроительная компания PSA Peugeot Citroen (ранее Peugeot SA) в 1974 году купила 38,2% акций фирмы Citroen, а к 1976 году довела эту долю до 89,95% (в это время Citroen была на грани банкротства). После чего и была создана эта компания, производящая автомобили Peugeot и Citroen.

Эти два бренда, принадлежащие PSA Peugeot Citroen, имеют независимые структуры продвижения на рынке и сети розничных продаж, однако разработка и производство моделей осуществляется общими подразделениями.

Infiniti (Токио, Япония)

Сначала дизайнеры хотели использовать в эмблеме символ бесконечности - петлю Мебиуса. Но потом решили отобразить в эмблеме символ дороги, идущей в бесконечность, символ, намекающий на бесконечный путь к совершенству во всем.

Название марки переводится как бесконечность, безграничность.

Infiniti является дочерней фирмой компании Nissan и ее история довольно интересна. Все началось в далекие шестидесятые годы 20-го века. В это время автокомпания Nissan вышла на рынок США. Американцы почуяли выгоду и стали скупать недорогие и надежные автомобили компании. Вскоре Nissan зарекомендовал себя как производитель автомобилей эконом класса, в связи с этим было нецелесообразно выпускать на рынок автомобили более высокого уровня под той же маркой. Для этого и был создан бренд Infiniti.

Mazda Motor Corporation (Хиросима, Япония)

На эмблеме этой автокомпании красуется стилизованная буква «M», изображающая расправленные крылья. Фирму назвали в честь зороастрийского бога Жизни по имени Ахура-Мазда (он же Ормазд). Также слово «Mazda» созвучно с фамилией основателя Дзудзиро Мацуда (1875–1952).

Компания была основана в 1920 году, и начинала свою деятельность с производства строительных материалов из пробкового дерева. В 1927 году фирма приступила к промышленному производству автомобилей.

А теперь о том, что такое знаменитый Zoom-Zoom. Посмотрите на то, как дети играют в машинки, послушайте то, что они при этом произносят - «вжжж-вжжж». Дак вот, дети в англоязычных странах делают это так - «zoom-zoom» (зум-зум). Так Mazda показывает имидж марки со спортивным характером, способным привести покупателя к детскому восторгу.

Mercedes-Benz (Штутгарт, Германия)

Эмблема была создана в виде трехлучевой звезды, символизирующей превосходство марки в воздухе, на воде и на суше, так как Daimler Motoren Gesellschaft (она является материнской для компанией для Mercedes-Benz), помимо автомобилей, производила двигатели для авиации и судов.

В 1926 году на эмблеме Mercedes стал красоваться лавровый венок за победы в автогонках.

Интересно и то, что марка Mercedes получила свое название в честь дочери одного из основателей концерна - Эмиля Еллинека.

Mitsubishi Motors Corporation (Токио, Япония)

Эмблема этого концерна является слиянием фамильных гербов основателей: рода Ивасаки (три ромба) и клана Тоса (три дубовых листа, растущих из одной точки).

Название компании Mitsubishi состоит из двух японских слов: Mitsu и Hishi. Mitsu, в переводе с японского, означает число три. Слово Hishi переводится как каштан, водяной орех, также оно используется для обозначения ромбовидной формы.

Хочется отметить один факт - эмблема этой компании никогда не менялась и, по сей день, имеет первозданный вид.

Также, я думаю, вам будет интересно знать то, что деятельность Mitsubishi не ограничивается выпуском автомобилей. Это целая корпорация, спектр деятельности которой очень широк: от выпуска бумаги (Mitsubishi Paper Mills) до производства танков, судов и даже космических кораблей (Mitsubishi Heavy Industries).

Opel (Рюссельсхайм, Германия)

На эмблеме Opel изображена молния.

Впервые слово Blitz появляется на велосипедах и швейных машинках (в то время компания еще не производила автомобили) Адама Опеля в 1890 году. Blitz (в переводе с немецкого - молниеносный, быстрый) символизирует молниеносность и быстроту.

Renault S. A. (Париж, Франция)

Эмблема Renault, с 1925 года имеет форму стилизованного бриллианта. Современная версия логотипа была представлена Виктором Вазарели в 1972 году. А первый логотип рено был нарисован в 1900 году, он содержал в себе инициалы трех братьев Рено: Луи, Фердинанда и Марселя.

В 21 год Луи Рено сконструировал свой первый автомобиль во дворе родительского дома. Вскоре он стал получать заказы на автомобили и в 1898 году с братьями и друзьями основал в Булонь-Бийанкуре (это западный пригород Парижа) компанию Societe Renault Freres.

Škoda Auto (Млада-Болеслав, Чехия)

На эмблеме Skoda изображена стрела, на стреле оконечность птичьего крыла с кругом (глазом).

Символика элементов логотипа:

  • Крыло символизирует размах программы производства и продажи автомобилей компании по всему миру, универсальность производства;
  • Круг (глаз) на крыле указывает на точность производства и широту взглядов;
  • Стрела является символом прогрессивных методов производства и высокой производительности;
  • Большой круг (кольцо) символизирует совершенство продукции, универсальность производства, земной шар, мир;
  • Черный цвет указывает на вековые традиции;
  • Зеленый цвет указывает на то, что компания заботится об окружающей среде.

Subaru (Токио, Япония)

В созвездии Тельца находится скопление звезд, носящее название - Subaru (это японское название, на западе его называют - Плеяды). В этом созвездии невооруженным глазом видно 6 звезд, которые мы и видим на эмблеме компании, только расположены они не так как в скоплении.

Немного истории: автоконцерн Subaru является подразделением компании Fuji Heavy Industries (FHI), которая занимается авиастроением. Глава компании Kenji kita был ярым сторонником производства автомобилей и очень страстно к этому относился. Он устроил конкурс по выбору имени для автомобиля P-1 (первый прототип пассажирского автомобиля, выпущенного компанией в 1954 году), но ни один из предложенных вариантов не заинтересовал его. Тогда он дал ему название, которое долго вынашивал в сердце - Subaru. Это название, в японском языке, созвучно слову Mitsuraboshi, что в дословном переводе означает шесть звезд. Еще одним интересным фактом является то, что компания FHI была образована слиянием именно 6 компаний.

Toyota Motor Corporation (Тойота, Япония)

По официальным данным, эмблема Компании Toyota - это изображение стилизованной ткацкой петли. Бытует и ошибочное мнение, будто эмблема - изображение швейной иголки, в которую продета нитка.

Тяжело уловить связь между крупнейшей автокомпанией в мире и ткацкими петлями, не зная ее истории. Дело в том, что Toyoda (Toyoda Automatic Loom Works - так ранее называлась компания, свое название она получила от фамилии руководителя Киитиро Тоеда) начинала свою деятельность, как компания по производству автоматических ткацких станков.

Toyota Motor Corporation была основана в качестве самостоятельной компании в 1937 году. Как вы уже заметили, ее название было изменено. Предпосылкой для этого служили три причины, а именно:

  • Удобство произношения;
  • Слово Toyota, написанное японской азбукой, состоит из 8 черт (toyota иероглифами). По мнению глав компании, это название оказалось более удачным, так как считается, что число 8 приносит удачу;
  • Если разделить слово Toyota на toyo (изобилие) и ta (рис), то получится выражение «zoom-zoom», а на востоке это символизирует достаток. В некоторых источниках есть еще один вариант перевода слова toyo - восточный океан (to - восток, yo - океан).

Volkswagen (Вольфсбург, Германия)