История возникновения Нужно ли человечеству ядерное оружие? Мирный атом Пути развития атомной энергетики Мифы об атомной энергетике Авария на Фукусиме. Презентация на тему "развитие атомной энергетики" Скачать презентацию на тему развитие атомной энергети


ЯДЕРНАЯ энергетика (атомная энергетика) - отрасль энергетики, использующая ядерную энергию для электрификации и теплофикации; область науки и техники, разрабатывающая методы и средства преобразования ядерной энергии в электрическую и тепловую. Основа ядерной энергетики - атомные электростанции. Первая атомная электростанция (5 МВт), положившая начало использованию ядерной энергии в мирных целях, была пущена в СССР в К нач. 90-х гг. в 27 странах мира работало св. 430 ядерных энергетических реакторов общей мощностью ок. 340 ГВт. По прогнозам специалистов, доля ядерной энергетики в общей структуре выработки электроэнергии в мире будет непрерывно возрастать при условии реализации основных принципов концепции безопасности атомных электростанций. Главные принципы этой концепции - существенная модернизация современных ядерных реакторов, усиление мер защиты населения и окружающей среды от вредного техногенного воздействия, подготовка высококвалифицированных кадров для атомных электростанций, разработка надежных хранилищ радиоактивных отходов и др.


Обычно для получения ядерной энергии используют цепную ядерную реакцию деления ядер урана-235 или плутония. Ядра делятся при попадании в них нейтрона, при этом получаются новые нейтроны и осколки деления. Нейтроны деления и осколки деления обладают большой кинетической энергией. В результате столкновений осколков с другими атомами эта кинетическая энергия быстро преобразуется в тепло. Хотя в любой области энергетики первичным источником является ядерная энергия (например, энергия солнечных ядерных реакций в гидроэлектростанциях и электростанциях, работающих на органическом топливе, энергия радиоактивного распада в геотермальных электростанциях), к ядерной энергетике относится лишь использование управляемых реакций в ядерных реакторах.







Основное назначение электрических станций - снабжение электроэнергией промышленных предприятий, сельскохозяйственного производства, электрифицированного транспорта и населения.Неразрывность производства и потребления энергии предъявляет весьма высокие требования к надежности работы электрических станций, так как перебои в снабжении электроэнергией и теплом отражаются не только на экономических показателях самой станции, но и на показателях обслуживаемых ею промышленных предприятий и транспорта. В настоящее время атомные станции работают как конденсационные. Иногда их называют также атомными ГРЭС. Атомные станции, предназначенные для отпуска не только электроэнергии, но и тепла, называются атомными теплоэлектроцентралями (АТЭЦ). Пока разрабатываются лишь их проекты.


А) Одноконтурные Б) Двухконтурные В) Неполностью двухконтурные Г) Трёхконтурные 1 - реактор; 2 - паровая турбина; 3 - электрический генератор; 4 - конденсатор; 5 - питательный насос; 6 - циркуляционный насос: 7 - парогенератор; 8 - компенсатор объема; 9 - барабан-сепаратор; 10 - промежуточный теплообменник; 11 - жидкометаллический насос


Классификация атомных станций зависит от числа контуров на ней. Выделяют АЭС одноконтурные, двухконтурные, неполностью двухконтурные и трехконтурные. Если контуры теплоносителя и рабочего тела совпадают, то такую АЭС; называют одноконтурной. В реакторе происходит парообразование, пар направляется в турбину, где, расширяясь, производит работу, превращаемую в генераторе в электроэнергию. После конденсации всего пара в конденсаторе конденсат насосом подается снова в реактор. Таким образом, контур рабочего тела является одновременно контуром теплоносителя, а иногда и замедлителя, и оказывается замкнутым. Реактор может работать как с естественной, так и с принудительной циркуляцией теплоносителя по дополнительному внутреннему контуру реактора, на котором установлен соответствующий насос.




ЯДЕРНОЕ оружие - совокупность ядерных боеприпасов, средств их доставки к цели и средств управления. Относится к оружию массового поражения; обладает громадной разрушительной силой. По мощности зарядов и дальности действия ядерное оружие делится на тактическое, оперативно-тактическое и стратегическое. Применение ядерного оружия в войне гибельно для всего человечества. Атомная бомба Водородная бомба



Первая атомная бомба была применена американской армией после второй мировой войне на территории Японии. Действие атомной бомбы Ядерным, или атомным, называется вид оружия, в котором взрыв происходит под действием энергии, выделяющейся при делении атомных ядер. Это самый опасный вид вооружения на нашей планете. При взрыве одной атомной бомбы в густонаселённом районе число человеческих жертв превысит несколько миллионов. Кроме действия ударной волны, образующейся при взрыве, основным воздействием её является радиоактивное заражение местности в районе взрыва, которое сохраняется в течение многих лет. В настоящее время официально ядерное оружие имеют: США, Россия, Великобритания (с 1952 года), Франция (с 1960 года), Китай (с 1964 года), Индия (с 1974 года), Пакистан (с 1998 года) и КНДР (с 2006 года). В ряде стран, например, в Израиле и Иране, имеются небольшие запасы ядерного оружия, но официально они пока не считаются ядерными державами.

Слайд 2

ЦЕЛЬ:

Оценить положительные и отрицательные стороны использования ядерной энергии в современном обществе.Сформировать идеи, связанные с угрозой миру и человечеству при использовании ядерной энергии.

Слайд 3

Применение атомной энергетики

Энергия - это основа основ. Все блага цивилизации, все материальные сферы деятельности человека - от стирки белья до исследования Луны и Марса - требуют расхода энергии. И чем дальше, тем больше. На сегодняшний день энергия атома широко используется во многих отраслях экономики. Строятся мощные подводные лодки и надводные корабли с ядерными энергетическими установками. С помощью мирного атома осуществляется поиск полезных ископаемых. Массовое применение в биологии, сельском хозяйстве, медицине, в освоении космоса нашли радиоактивные изотопы.

Слайд 4

Энергетика: «ЗА»

а) Атомная энергетика является на сегодняшний день лучшим видом получения энергии. Экономичность, большая мощность, экологичность при правильном использовании. б) Атомные станции по сравнению с традиционными тепловыми электростанциями обладают преимуществом в расходах на топливо, что особо ярко проявляется в тех регионах, где имеются трудности в обеспечении топливно-энергетическими ресурсами, а также устойчивой тенденцией роста затрат на добычу органического топлива. в) Атомным станциям не свойственны также загрязнения природной среды золой, дымовыми газами с CO2, NOх, SOх, сбросными водами, содержащими нефтепродукты.

Слайд 5

АЭС, ТЭЦ, ГЭС-современная цивилизация

Современная цивилизация немыслима без электрической энергии. Выработка и использование электричества увеличивается с каждым годом, но перед человечеством уже маячит призрак грядущего энергетического голода из-за истощения месторождений горючих ископаемых и все больших экологических потерь при получении электроэнергии. Энергия, выделяющаяся в ядерных реакциях, в миллионы раз выше, чем та, которую дают обычные химические реакции (например, реакция горения), так что теплотворная способность ядерного топлива оказывается неизмеримо большей, чем обычного топлива. Использовать ядерное топливо для выработки электроэнергии -- чрезвычайно заманчивая идея.Преимущества атомных электростанций (АЭС) перед тепловыми (ТЭЦ) и гидроэлектростанциями (ГЭС) очевидны: нет отходов, газовых выбросов, нет необходимости вести огромные объемы строительства, возводить плотины и хоронить плодородные земли на дне водохранилищ. Пожалуй, более экологичны, чем АЭС, только электростанции, использующие энергию солнечного излучения или ветра. Но и ветряки, и гелиостанции пока маломощны и не могут обеспечить потребности людей в дешевой электроэнергии - а эта потребность все быстрее растет. И все же целесообразность строительства и эксплуатации АЭС часто ставят под сомнение из-за вредного воздействия радиоактивных веществ на окружающую среду и человека.

Слайд 6

Перспективы атомной энергетики

После неплохого старта наша страна отстала от передовых стран мира в области развития атомной энергетики по всем параметрам. Конечно, от ядерной энергетики можно вообще отказаться. Тем самым будет полностью устранена опасность облучения людей и угроза ядерных аварий. Но тогда для удовлетворения потребностей в энергии придется наращивать строительство ТЭЦ и ГЭС. А это неизбежно приведет к большому загрязнению атмосферы вредными веществами, к накоплению в атмосфере избыточного количества углекислого газа, изменению климата Земли и нарушению теплового баланса в масштабах всей планеты. Между тем призрак энергетического голода начинает реально угрожать человечеству.Радиация - грозная и опасная сила, но при должном отношении с ней вполне можно работать. Характерно, что меньше всего боятся радиации те, кто постоянно имеет с ней дело и хорошо знает все связанные с ней опасности. В этом смысле интересно сравнить статистику и интуитивную оценку степени опасности различных факторов повседневной жизни. Так, установлено, что наибольшее число человеческих жизней уносят курение, алкоголь и автомобили. Между тем, по оценке людей из групп населения, различных по возрасту и образованию, наибольшую опасность жизни несут атомная энергетика и огнестрельное оружие (урон, приносимый человечеству курением и алкоголем, явно недооценивается).Специалисты, которые могут наиболее квалифицированно оценить достоинства и возможности использования ядерной энергетики, считают, что человечеству уже не обойтись без энергии атома. Ядерная энергетика - один из наиболее перспективных путей утоления энергетического голода человечества в условиях энергетических проблем, связанных с использованием ископаемого горючего топлива.

Слайд 7

Преимущества атомной энергетики

Есть очень много преимуществ атомных электростанций. Они полностью не зависят от мест добычи урана. Ядерное топливо компактно, срок его использования достаточно продолжителен. АЭС ориентированы на потребителя и становятся востребованы в тех местах, где существует острая нехватка органического топлива, а потребности в электроэнергии очень велики. Еще одним их достоинством является низкая стоимость полученной энергии, сравнительно небольшие затраты на строительство. В сравнении с тепловыми электростанциями атомные электростанции не выделяют в атмосферу такого большого количества вредных веществ, и их работа не приводит к усилению парникового эффекта. На данный момент перед учеными стоит задача повысить эффективность использования урана. Ее решают с помощью реакторов-размножителей на быстрых нейтронах (РБН). Совместно с реакторами на тепловых нейтронах они повышают энерговыработку с тонны природного урана в 20-30 раз. При полном использовании природного урана становится рентабельной его добыча из очень бедных руд и даже извлечение его из морской воды. Использование АЭС с РБН ведет к некоторым техническим трудностям, которые в данный момент пытаются решить. В качестве топлива Россия может использовать высокообогащенный уран, освободившийся в результате сокращения численности ядерных боеголовок.

Слайд 8

Медицина

Методы диагностики и терапии показали свою высокую эффективность. При облучении раковых клеток γ – лучами они прекращают своё деление. И если раковое заболевание находится на начальной стадии, то лечение является успешным Малые количества радиоактивных изотопов используются с целью диагностики. Например, при рентгеноскопии желудка используется радиоактивный барий Успешно применяются изотопы при исследовании йодного обмена щитовидной железы

Слайд 9

Самые-самые

Касивадзаки-Карива-крупнейшая АЭС в мире по установленной мощности (на 2008 год) находится в Японском городе Касивадзаки префектуры Ниигата. В эксплуатации находятся пять кипящих ядерных реакторов (BWR) и два улучшенных кипящих ядерных реакторов (ABWR), суммарная мощность которых составляет 8.212 ГигаВатт.

Слайд 10

Запорожская АЭС

Слайд 11

Альтернативное заменение АЭС

Энергия солнца. Общее количество солнечной энергии, достигающее поверхности Земли в 6,7 раз больше мирового потенциала ресурсов органического топлива. Использование только 0,5 % этого запаса могло бы полностью покрыть мировую потребность в энергии на тысячелетия. На Сев. Технический потенциал солнечной энергии в России (2,3 млрд. т усл. топлива в год) приблизительно в 2 раза выше сегодняшнего потребления топлива.

Слайд 12

Тепло земли. Геотермальная энергия - в дословном переводе значит: земли тепловая энергия. Объём Земли составляет примерно 1085 млрд.куб.км и весь он, за исключением тонкого слоя земной коры, имеет очень высокую температуру. Если учесть ещё и теплоемкость пород Земли, то станет ясно, что геотермальная теплота представляет собой, несомненно, самый крупный источник энергии, которым в настоящее время располагает человек. Причём это энергия в чистом виде, так как она уже существует как теплота, и поэтому для её получения не требуется сжигать топливо или создавать реакторы.

Слайд 13

Преимущества водо-графитовых реакторов

Преимущества канального графитового реактора состоят в возможности использования графита одновременно в качестве замедлителя и конструкционного материала активной зоны, что допускает применение технологических каналов в сменяемом и несменяемом вариантах, использование твэлов в стержневом или трубчатом исполнении с односторонним или всесторонним охлаждением их теплоносителем. Конструктивная схема реактора и активной зоны позволяет организовать перегрузку топлива на работающем реакторе, применить зональный или секционный принцип построения активной зоны, допускающий профилирование энерговыделения и теплосъема, широкое использование типовых конструкций, реализацию ядерного перегрева пара, т. е. перегрева пара непосредственно в активной зоне.

Слайд 14

Ядерная энергетика и окружающая среда

На сегодняшний день ядерная энергетика и её влияние на окружающую среду являются самыми актуальными вопросами на международных съездах и собраниях. Особенно остро этот вопрос стал звучать после аварии на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС). На подобных съездах решаются вопросы, связанные с монтажными работами на АЭС. А также вопросы, затрагивающие состояние рабочего оборудования на данных станциях. Как известно работа атомных электростанций основывается на расщеплении урана на атомы. Поэтому добыча этого топлива для станций также является не маловажным вопросом на сегодняшний день. Многие вопросы, касающиеся атомных электростанций, так или иначе связаны с окружающей средой. Хотя работа атомных электростанций приносит большое количество полезной энергии, но, к сожалению, все «плюсы» в природе компенсируются своими «минусами». Атомная энергетика не исключение: в работе атомных электростанций сталкиваются с проблемами утилизации, хранения, переработки и транспортировки отходов.

Слайд 15

Насколько опасна ядерная энергетика?

Атомная энергетика - активно развивающаяся отрасль. Очевидно, что ей предназначено большое будущее, так как запасы нефти, газа, угля постепенно иссякают, а уран - достаточно распространенный элемент на Земле. Но следует помнить, что атомная энергетика связана с повышенной опасностью для людей, которая, в частности, проявляется в крайне неблагоприятных последствиях аварий с разрушением атомных реакторов.

Слайд 16

Энергетика: «против»

«против» атомных станций: а) Ужасные последствия аварий на АЭС. б) Локальное механическое воздействие на рельеф - при строительстве. в) Повреждение особей в технологических системах - при эксплуатации. г) Сток поверхностных и грунтовых вод, содержащих химические и радиоактивные компоненты. д) Изменение характера землепользования и обменных процессов в непосредственной близости от АЭС. е) Изменение микроклиматических характеристик прилежащих районов.

Слайд 17

Не только радиация

Эксплуатация АЭС сопровождается не только опасностью радиационного загрязнения, но и другими видами воздействия на окружающую среду. Основным является тепловое воздействие. Оно в полтора-два раза выше, чем от тепловых электростанций. При работе АЭС возникает необходимость охлаждения отработанного водяного пара. Самым простым способом является охлаждение водой из реки, озера, моря или специально сооруженных бассейнов. Вода, нагретая на 5-15 °С, вновь возвращается в тот же источник. Но этот способ несет с собой опасность ухудшения экологической обстановки в водной среде в местах расположения АЭС.Большее применение находит система водоснабжения с использованием градирен, в которых охлаждение воды происходит за счет ее частичного испарения и охлаждения. Небольшие потери пополняются постоянной подпиткой свежей водой. При такой системе охлаждения в атмосферу выбрасывается огромного количество водяного пара и капельной влаги. Это может привести к увеличению количества выпадающих осадков, частоты образования туманов, облачности.В последние годы стали применять систему воздушного охлаждения водяного пара. В этом случае нет потерь воды, и она наиболее безвредна для окружающей среды. Однако такая система не работает при высокой средней температуре окружающего воздуха. Кроме того, себестоимость электроэнергии существенно возрастает.

Слайд 18

Невидимый враг

Ответственность за естественную земную радиацию в основном несут три радиоактивных элемента -- уран, торий и актиний. Эти химические элементы нестабильны; распадаясь, они выделяют энергию или становятся источниками ионизирующего излучения. Как правило, при распаде образуется невидимый, не имеющий вкуса и запаха тяжелый газ радон. Он существует в виде двух изотопов: радон--222, член радиоактивного ряда, образуемого продуктами распада урана-238, и радон-220 (называемый также торон), член радиоактивного ряда тория-232. Радон постоянно образуется в глубинах Земли, накапливается в горных породах, а затем постепенно по трещинам перемещается к поверхности Земли.Облучение от радона человек очень часто получает, находясь у себя дома или на работе и не подозревая об опасности, -- в закрытом, непроветриваемом помещении, где повышена его концентрация этого газа -- источника радиации.Радон проникает в дом из грунта -- сквозь трещины в фундаменте и через пол -- и накапливается в основном на нижних этажах жилых и производственных построек. Но известны и такие случаи, когда жилые дома и производственные корпуса возводят непосредственно на старых отвалах горнодобывающих предприятий, где радиоактивные элементы присутствуют в значительных количествах. Если в строительстве производстве применяют такие материалы как гранит, пемза, глинозем, фосфогипс, красный кирпич, кальциево-силикатный шлак, источником радоновой радиации становится материал стен.Природный газ, используемый в газовых плитах (особенно сжиженный пропан в баллонах) -- тоже потенциальный источник радона. А если воду для бытовых нужд выкачивают из глубоко залегающих водяных пластов, насыщенных радоном, то высокая концентрация радона в воздухе даже при стирке белья! Кстати, было установлено, что средняя концентрация радона в ванной комнате, как правило, в 40 раз выше, чем в жилых комнатах и в несколько раз выше, чем на кухне.

Слайд 19

Радиоактивный «мусор»

Даже если атомная электростанция работает идеально и без малейших сбоев, ее эксплуатация неизбежно ведет к накоплению радиоактивных веществ. Поэтому людям приходится решать очень серьезную проблему, имя которой -- безопасное хранение отходов. Отходы любой отрасли промышленности при огромных масштабах производства энергии, различных изделий и материалов создают огромной проблемой. Загрязнение окружающей среды и атмосферы во многих районах нашей планеты внушает тревогу и опасения. Речь идет о возможности сохранения животного и растительного мира уже не в первозданном виде, а хотя бы в пределах минимальных экологических норм.Радиоактивные отходы образуются почти на всех стадиях ядерного цикла. Они накапливаются в виде жидких, твердых и газообразных веществ с разным уровнем активности и концентрации. Большинство отходов являются низкоактивными: это вода, используемая для очистки газов и поверхностей реактора, перчатки и обувь, загрязненные инструменты и перегоревшие лампочки из радиоактивных помещений, отработавшее оборудование, пыль, газовые фильтры и многое другое.

Слайд 20

Борьба с радиоактивным мусором

Газы и загрязненную воду пропускают через специальные фильтры, пока они не достигнут чистоты атмосферного воздуха и питьевой воды. Ставшие радиоактивными фильтры перерабатывают вместе с твердыми отходами. Их смешивают с цементом и превращают в блоки или вместе с горячим битумом заливают в стальные емкости.Труднее всего подготовить к долговременному хранению высокоактивные отходы. Лучше всего такой "мусор" превращать в стекло и керамику. Для этого отходы прокаливают и сплавляют с веществами, образующими стеклокерамическую массу. Рассчитано, что для растворения 1 мм поверхностного слоя такой массы в воде потребуется не менее 100 лет.В отличие от многих химических отходов, опасность радиоактивных отходов со временем снижается. Бoльшая часть радиоактивных изотопов имеет период полураспада около 30 лет, поэтому уже через 300 лет они почти полностью исчезнут. Так что для окончательного удаления радиоактивных отходов необходимо строить такие долговременные хранилища, которые позволили бы надежно изолировать отходы от их проникновения в окружающую среду до полного распада радионуклидов. Такие хранилища называют могильниками.

Слайд 21

Взрыв на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года.

25 апреля 4-й энергоблок был остановлен для планового ремонта, на время которого было запланировано несколько испытаний оборудования. В соответствии с программой мощность реактора была понижена, и тут начались проблемы, связанные с явлением «ксенонового отравления» (накоплением изотопа ксенона в реакторе, работающем на пониженной мощности, еще больше тормозящим работу реактора). Для компенсации отравления были подняты поглощающие стержни, начался рост мощности. Что произошло дальше, в точности не ясно. В докладе Международной консультативной группы по ядерной безопасности отмечено: «Достоверно не известно, с чего начался скачок мощности, приведший к разрушению реактора Чернобыльской АЭС». Этот внезапный скачок попытались заглушить, опустив поглощающие стержни, однако из-за их неудачной конструкции замедлить реакцию не удалось, и произошел взрыв.

Слайд 22

Чернобыль

Анализ Чернобыльской аварии убедительно подтверждает, что радиоактивное загрязнение окружающей среды является наиболее важным экологическим последствием радиационных аварий с выбросами радионуклидов, основным фактором, оказывающим влияние на состояние здоровья и условия жизни деятельности людей на территориях, подвергающихся радиоактивному загрязнению.

Слайд 23

Японский Чернобыль

Недавно произошел взрыв на АЭС Фукусима 1 (Япония) из-за сильного землетрясения. Авария на атомной электростанции «Фукусима» стала первой катастрофой на атомном объекте, обусловленной воздействием, хотя и косвенным, природной стихии. До сих пор крупнейшие аварии имели «внутренний» характер: их причиной являлось сочетание неудачных элементов конструкции и человеческого фактора.

Слайд 24

Взрыв в Японии

На станции "Фукусима-1", расположенной в одноименной префектуре, 14 марта взорвался водород, скопившийся под крышей третьего реактора. По данным компании Tokyo Electric Power Co (TEPCO) - оператора АЭС. Япония проинформировала Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) о том, что в результате взрыва на АЭС "Фукусима-1" радиационный фон в районе аварии превысил допустимую норму.

Слайд 25

Последствия радиации:

Мутации Раковые заболевания (щитовидной железы, лейкоз, молочной железы, легкого, желудка, кишечника) Наследственные нарушения Стерильность яичников у женщин. Слабоумие

Слайд 26

Коэффициент чувствительности ткани при эквивалентной дозе облучения

  • Слайд 27

    Результаты радиации

  • Слайд 28

    Заключение

    Факторы «За» атомные станции: 1. Атомная энергетика является на сегодняшний день лучшим видом получения энергии. Экономичность, большая мощность, экологичность при правильном использовании. 2. Атомные станции по сравнению с традиционными тепловыми электростанциями обладают преимуществом в расходах на топливо, что особо ярко проявляется в тех регионах, где имеются трудности в обеспечении топливно-энергетическими ресурсами, а также устойчивой тенденцией роста затрат на добычу органического топлива. 3. Атомным станциям не свойственны также загрязнения природной среды золой, дымовыми газами с CO2, NOх, SOх, сбросными водами, содержащими нефтепродукты. Факторы «Против» атомных станций: 1. Ужасные последствия аварий на АЭС. 2. Локальное механическое воздействие на рельеф - при строительстве. 3. Повреждение особей в технологических системах - при эксплуатации. 4. Сток поверхностных и грунтовых вод, содержащих химические и радиоактивные компоненты. 5. Изменение характера землепользования и обменных процессов в непосредственной близости от АЭС. 6. Изменение микроклиматических характеристик прилежащих районов.

    Посмотреть все слайды

    Слайд 2

    1. Мировой опыт развития атомной энергетики

    Сегодня 1,7 млрд. человек не имеют доступа к электроэнергии

    Слайд 3

    Мировые проблемы

    Рост энергопотребления Быстрое исчерпание энергоносителей Атомная энергетика – один из основных мировых источников энергообеспечения

    Слайд 4

    Развитие мирной ядерной энергетики началось в 1954 г. с введения в эксплуатацию первой атомной электростанции в г. Обнинске (СССР) Авария на Чернобыльской АЭС замедлила темпы развития ядерной энергетики – некоторые страны объявили мораторий на строительство новых АЭС

    Слайд 5

    В 2000 – 2005 гг. в строй было введено 30 новых реакторов

    Сегодня в мире насчитывается около 440 ядерных реакторов Они расположены более чем в 30 странах Основные мощности сосредоточены в Западной Европе и США

    Слайд 6

    Слайд 7

    Страны, удовлетворяющие за счет АЭС большую часть своих потребностей в электроэнергии

    Слайд 8

    Вопросы экологии:

    Большая часть выбросов в атмосферу происходит при сжигании органического топлива В результате эксплуатации угольных электростанций в атмосферу ежегодно попадает около 24 млрд.т углекислого газа АЭС не выбрасывают в атмосферу загрязняющих веществ

    Слайд 9

    Показатели выброса в атмосферу связанных с энергетикой парниковых газов

    Слайд 10

    Многоуровневая система безопасности современных реакторов:

    Внутренняя металлическая оболочка защищает людей и окружающую среду от радиации, Наружная – предохраняет от воздействия извне (землетрясения, урагана, наводнения и т.д.),

    Слайд 11

    Пассивные системы безопасности:

    Топливная таблетка (задерживает 98 % радиоактивных продуктов деления, Герметичная оболочка тепловыделяющего элемента, Прочный корпус реактора (толщина стенок – 25 см. и более) Герметичная защитная оболочка, предотвращающая выход радиоактивности в окружающую среду

    Слайд 12

    Роль защитной оболочки

    28 марта 1979 г. – авария на американской АЭС Три-Майл-Айленд 26 апреля 1986 г. – авария на 4 блоке Чернобыльской АЭС Авария не носила глобального характера Стала экологической катастрофой

    Слайд 13

    2. Необходимость развития атомной энергетики и строительства АЭС в Беларуси

    Острая нехватка собственных топливно-энергетических ресурсов Зависимость от единственного поставщика (России) Удорожание ресурсов Загрязнение окружающей среды.

    Слайд 14

    «Плюсы» строительства АЭС:

    Удовлетворение около 25 % потребностей страны в электроэнергии Снижение ее себестоимости на 13 %

    Слайд 15

    15 января 2008 г.

    На заседании Совета Безопасности Республики Беларусь принято решение о строительстве в Беларуси собственной атомной электростанции

    Слайд 16

    31 января 2008 г.

    Президент Республики Беларусь подписал постановление Совета Безопасности № 1 «О развитии атомной энергетики в Республике Беларусь»

    Слайд 17

    3. Общественное мнение о строительстве АЭСДолжна ли Беларусь иметь и развивать ядерную энергетику?

    Слайд 18

    Почему нам нужна АЭС?

  • Слайд 19

    4. Работа, проделанная на подготовительном этапе

    Реализацию плана подготовительных работ обеспечивают Совет Министров и Национальная академия наук Организует и координирует деятельность по строительству АЭС Министерство энергетики Генеральный проектировщик – республиканское унитарное предприятие «БелНИПИЭнерго» Научное сопровождение работ – государственное научное учреждение «Объединенный институт энергетических и ядерных исследований – Сосны» национальной академии наук Беларуси Подготовка к строительству ведется во взаимодействии с Международным агентством ООН по атомной энергетике (МАГАТЭ)

    Слайд 20

    Выбор площадки для размещения АЭС

    Проводится обширный комплекс исследовательских и проектно-изыскательских работ Работы проведены во всех регионах республики (более чем на 50 площадках) По каждой из потенциальных площадок будет подготовлено независимое экспертное заключение Полный цикл исследований предполагается завершить к концу 2008 г. и предоставить материалы в МАГАТЭ (не менее 2 площадок) Ведется разработка законодательной базы для регламентации работы будущей АЭС Идет подготовка материалов для международного тендера на строительство АЭС

    Слайд 21

    5. Экономические и социальные эффекты развития атомной энергетики

    Снижение потребности государства в импортных энергоносителях на треть Снижение уровня использования природного газа Позволит уйти от однобокой зависимости от поставок российского газа (уран добывают Канада, ЮАР, США, Намибия, Австралия, Франция и др.) Развитие современных наукоемких технологий, повышение квалификации кадров Экономическое и социальное развитие региона размещения АЭС Приобретенный при строительстве опыт в будущем позволит участвовать в возведении объектов ядерной энергетики в Беларуси и за рубежом

    Посмотреть все слайды

    Слайд 1

    Слайд 2

    Слайд 3

    Слайд 4

    Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    Слайд 13

    Слайд 14

    Слайд 15

    Слайд 16

    Слайд 17

    Слайд 18

    Слайд 19

    Слайд 20

    Слайд 21

    Слайд 22

    Слайд 23

    Слайд 24

    Презентацию на тему "Ядерная энергетика" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Физика. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 24 слайд(ов).

    Слайды презентации

    Слайд 1

    Ядерная энергетика

    Школа № 625 Н.М.Турлакова

    Слайд 2

    §66. Деление ядер урана. §67. Цепная реакция. §68. Ядерный реактор. §69. Атомная энергетика. §70. Биологическое действие радиации. §71. Получение и применение радиоактивных изотопов. §72. Термоядерная реакция. §73. Элементарные частицы. Античастицы.

    Атомная энергетика

    Слайд 3

    §66. Деление ядер урана

    Кто и когда открыл деление ядер урана? Каков механизм деления ядра? Какие силы действуют в ядре? Что происходит при делении ядра? Что происходит с энергией при делении ядра урана? Как изменяется температура окружающей среды при делении ядер урана? Как велика выделенная энергия?

    Слайд 4

    В отличие от радиоактивного распада ядер, сопровождающегося испусканием α- или β-частиц, реакции деления – это процесс, при котором нестабильное ядро делится на два крупных фрагмента сравнимых масс. В 1939 году немецкими учеными О. Ганом и Ф. Штрассманом было открыто деление ядер урана. Продолжая исследования, начатые Ферми, они установили, что при бомбардировке урана нейтронами возникают элементы средней части периодической системы – радиоактивные изотопы бария (Z = 56), криптона (Z = 36) и др. Уран встречается в природе в виде двух изотопов: урана-238 и урана-235 (99,3 %) и (0,7 %). При бомбардировке нейтронами ядра обоих изотопов могут расщепляться на два осколка. При этом реакция деления урана-235 наиболее интенсивно идет на медленных (тепловых) нейтронах, в то время как ядра урана-238 вступают в реакцию деления только с быстрыми нейтронами с энергией порядка 1 МэВ.

    Деление тяжелых ядер.

    Слайд 5

    Основной интерес для ядерной энергетики представляет реакция деления ядра урана-235. В настоящее время известны около 100 различных изотопов с массовыми числами примерно от 90 до 145, возникающих при делении этого ядра. Две типичные реакции деления этого ядра имеют вид: Обратите внимание, что в результате деления ядра, инициированного нейтроном, возникают новые нейтроны, способные вызвать реакции деления других ядер. Продуктами деления ядер урана-235 могут быть и другие изотопы бария, ксенона, стронция, рубидия и т. д.

    Цепная реакция

    Слайд 6

    Схема развития цепной реакции деления ядер урана представлена на рисунке

    При делении ядра урана-235, которое вызвано столкновением с нейтроном, освобождается 2 или 3 нейтрона. При благоприятных условиях эти нейтроны могут попасть в другие ядра урана и вызвать их деление. На этом этапе появятся уже от 4 до 9 нейтронов, способных вызвать новые распады ядер урана и т. д. Такой лавинообразный процесс называется цепной реакцией

    Слайд 7

    Для осуществления цепной реакции необходимо, чтобы так называемый коэффициент размножения нейтронов был больше единицы. Другими словами, в каждом последующем поколении нейтронов должно быть больше, чем в предыдущем. Коэффициент размножения определяется не только числом нейтронов, образующихся в каждом элементарном акте, но и условиями, в которых протекает реакция – часть нейтронов может поглощаться другими ядрами или выходить из зоны реакции. Нейтроны, освободившиеся при делении ядер урана-235, способны вызвать деление лишь ядер этого же урана, на долю которого в природном уране приходится всего лишь 0,7 %.

    Коэффициент размножения

    Слайд 8

    Наименьшая масса урана, при которой возможно протекание цепной реакции, называется критической массой. Способы уменьшения потери нейтронов: Использование отражающей оболочки (из бериллия), Уменьшение количества примесей, Применение замедлителя нейтронов (графит, тяжелая вода), Для урана-235 - M кр = 50 кг (r=9 см).

    Критическая масса

    Слайд 9

    Слайд 10

    В активной зоне ядерного реактора идет управляемая ядерная реакция с выделением большого количество энергии.

    Первый ядерный реактор был построен в 1942 году в США под руководством Э. Ферми. В нашей стране первый реактор был построен в 1946 году под руководством И. В. Курчатова

    Слайд 11

    §66. Деление ядер урана. §67. Цепная реакция. §68. Ядерный реактор. Ответить на вопросы. Нарисовать схему реактора. Какие вещества и как применяются в ядерном реакторе? (письменно)

    Домашнее задание

    Слайд 12

    Реакции слияния легких ядер носят название термоядерных реакций, так как они могут протекать только при очень высоких температурах.

    Термоядерные реакции.

    Слайд 13

    Второй путь освобождения ядерной энергии связан с реакциями синтеза. При слиянии легких ядер и образовании нового ядра должно выделяться большое количество энергии.

    Особенно большое практическое значение имеет то, что при термоядерной реакции на каждый нуклон выделяется намного больше энергии, чем при ядерной реакции, например, при синтезе ядра гелия из ядер водорода выделяется энергия, равная 6 МэВ, а при делении ядра урана на один нуклон приходится »0,9 МэВ.

    Слайд 14

    Чтобы два ядра вступили в реакцию синтеза, они должны сблизится на расстояние действия ядерных сил порядка 2·10–15 м, преодолев электрическое отталкивание их положительных зарядов. Для этого средняя кинетическая энергия теплового движения молекул должна превосходить потенциальную энергию кулоновского взаимодействия. Расчет необходимой для этого температуры T приводит к величине порядка 108–109 К. Это чрезвычайно высокая температура. При такой температуре вещество находится в полностью ионизированном состоянии, которое называется плазмой.

    Условия протекания термоядерной реакции

    Слайд 15

    Энергетически выгодная реакция. Однако она может идти лишь при очень высоких температурах (порядка несколько сотен млн. градусов). При большой плотности вещества такая температура может быть достигнута путем создания в плазме мощных электронных разрядов. При этом возникает проблема - трудно удержать плазму.

    Управляемая термоядерная реакция

    Самоподдерживающиеся термоядерные реакции происходят в звездах

    Слайд 16

    стал реальной угрозой для человечества. В связи с этим ученые предложили добывать изотоп тяжелого водорода - дейтерий - из морской воды и подвергать реакции ядерного расплава при температурах около 100 миллионов градусов Цельсия. При ядерном расплаве дейтерий, полученный из одного килограмма морской воды будет способен произвести столько же энергии, сколько выделяется при сжигании 300 литров бензина ___

    Энергетический кризис

    ТОКАМАК (тороидальная магнитная камера с током)

    Слайд 17

    Слайд 18

    это электрофизическое устройство, основное назначение которого – формирование плазмы. Плазма удерживается не стенками камеры, которые не способны выдержать её температуру, а специально создаваемым магнитным полем, что возможно при температурах около 100 млн. градусов, и сохранение её достаточно долгое время в заданном объеме. Возможность получения плазмы при сверхвысоких температурах позволяет осуществить термоядерную реакцию синтеза ядер гелия из исходного сырья, изотопов водорода (дейтерия итрития

    ТОКАМАК (ТОроидальная КАмера с МАгнитными Катушками)

    Слайд 20

    М.А. Леонтович возле "Токамака

    Слайд 21

    Основы теории управляемого термоядерного синтеза заложили в 1950 году И. Е. Тамм и А. Д. Сахаров, предложив удерживать магнитным полем горячую плазму, образовавшуюся в результате реакций. Эта идея и привела к созданию термоядерных реакторов - токамаков. При большой плотности вещества требуемая высокая температура в сотни млн. градусов может быть достигнута путем создания в плазме мощных электронных разрядов. Проблема: трудно удержать плазму. Современные установки токамак - не термоядерные реакторы, а исследовательские установки, в которых возможно лишь на некоторое время существование и сохранение плазмы.

    Управляемые термоядерные реакции

  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    Целый мир, охватив от земли до небес, Всполошив не одно поколение, По планете шагает научный прогресс. Что стоит за подобным явлением? Человек вышел в космос и был на Луне. У природы всё меньше секретов. Но любое открытье – подспорье войне: Тот же атом и те же ракеты… Как использовать знанье – забота людей. Не наука – учёный в ответе. Давший людям огонь – прав ли был Прометей, Чем прогресс обернётся планете?

    3 слайд

    Описание слайда:

    Открытие Антуана Беккереля Февраль 1896 год Париж Эксперимент: Под блюдце с солями урана, поставленное на фотопластинку, завёрнутую в светонепроницаемую бумагу, поместил крестик. Но экспонирование солей пришлось отложить из-за пасмурной погоды. И в ожидании солнца поставил всю конструкцию в ящик буфета. В воскресенье 1 марта 1896 года, так и не дождавшись ясной погоды, он решил на всякий случай проявить фотопластинку и, к своему удивлению, обнаружил на ней чёткие контуры крестика Урановые соли испускали излучение, проникающее сквозь слои светонепроницаемой бумаги и оставлявшее отчётливый след на фотопластинке без «подзарядки» светом 1903 год Нобелевская премия за открытие естественной радиоактивности

    4 слайд

    Описание слайда:

    Открытие радия Пьер Кюри 1859 – 1906 Мария Склодовская – Кюри 1867 – 1934 Лучи, открытые А.Беккерелем заинтересовали Марию Кюри Выяснилось, что такие лучи идут не только от урана. Слово «луч» - по-латыни «радиус». Поэтому Мария предложила назвать все вещества, испускающие невидимые лучи, радиоактивными. Работа Марии, очень заинтересовала мужа Пьера. Вскоре они обнаружили лучи, которые посылал никому неизвестный элемент! Этот элемент они назвали полонием, а спустя некоторое время открыли – радий. И не только открыть, но и добыть крохотный кусочек радия Награждены Нобелевской премией за открытие явления радиоактивности

    5 слайд

    Описание слайда:

    В 1961 году Н.С. Хрущев громогласно заявил, что в СССР есть бомба в 100 миллионов тонн тротила. « Но,- заметил он, - взрывать такую бомбу мы не будем, потому что если взорвем ее даже в самых отдаленных местах, то и тогда можем окна у себя повыбить». Из истории

    6 слайд

    Описание слайда:

    Игорь Васильевич Курчатов - человек, подаривший стране безопасность 2.01.1903 - 07.02.1960 1932 г. Курчатов одним из первых в России стал изучать физику атомного ядра. В 1934 г. он исследовал искусственную радиоактивность, открыл ядерную изомерию - распад одинаковых атомов с разными скоростями. В 1940 г. Курчатов вместе с Г.Н.Флеровым и К.А.Петржаком обнаружили, что атомные ядра урана могут подвергаться делению и без помощи нейтронного облучения - самопроизвольно (спонтанно). С1943 г. начал работать над проектом создания атомного оружия. 1946г. – первый европейский реактор под руководством И.В.Курчатова в Обнинске Создание отечественной атомной бомбы было завершено к 1949 г., а в 1953 г. появилась бомба водородная. С именем Курчатова связано и строительство первой в мире атомной электростанции, которая дала ток в 1954 г. Примечательно, что именно Курчатову принадлежат слова "Атом должен быть рабочим, а не солдатом".

    7 слайд

    Описание слайда:

    8 слайд

    Описание слайда:

    1 г. U - 75 МДж = 3 тонны угля 1 г. дейтерий-тритиевой смеси– 300 МДж = ? тонн угля. Энергетический выход реакций

    9 слайд

    Описание слайда:

    10 слайд

    Описание слайда:

    Термоядерный синтез – неисчерпаемый и экологически чистый источник энергии. Вывод:

    11 слайд

    Описание слайда:

    (Управляемого термоядерного синтеза) Проект Токамак (ток-камера-магнит) При больших температурах (порядка сотен млн. градусов) удержать плазму внутри установки на протяжении 0,1 – 1 с. Проблема УТС

    12 слайд

    Описание слайда:

    13 слайд

    Описание слайда:

    Схема ядерной бомбы 1-обычное взрывчатое вещество; 2-плутоний или уран (заряд разделен на 6 частей, масса каждой из которых меньше критической, но их суммарная масса больше критической). Если соединить эти части, то начнется цепная реакция, протекающая миллионные доли секунды, - произойдет атомный взрыв. Для этого части заряда соединяют с помощью обычного взрывчатого вещества. Соединение происходит либо «выстреливанием» навстречу друг другу двух блоков делящегося вещества докритической массы. Вторая схема подразумевает получение сверхкритического состояния путём обжатия делящегося материала сфокусированной ударной волной, создаваемой взрывом обычной химической взрывчатки, которой для фокусировки придаётся весьма сложная форма и подрыв производится одновременно в нескольких точках.

    14 слайд

    Описание слайда:

    Неуправляемая цепная ядерная реакция. Ядерное оружие. Боевые свойства 1. Ударная волна. Образуется вследствие резкого и исключительно сильного повышения давления в зоне ядерной реакции. Она представляет собой быстро распространяющуюся о центра взрыва волну сильно сжатого и разогретого воздуха (от 40 до 60 % энергии) 2.Световое излучение 30-50 %энергии) 3. Радиоактивное заражение - 5-10 % энергии)-заражение местности в районе эпицентра при воздушном взрыве обуславливается в основном радиоактивностью, возникающей в почве в результате воздействия нейтронов. 4. Проникающая радиация. Проникающая радиация – это потоки гамма-лучей и нейтронов, испускаемых в момент атомного взрыва. Основным источником проникающей радиации являются осколки деления вещества заряда(5 % энергии) 5. Электромагнитный импульс (2-3 %энергии)

    15 слайд

    Описание слайда:

    Испытания ядерного оружия впервые были проведены 16 июля 1945. в США(в пустынной части шт. Нью-Мексико.) Плутониевое ядерное устройство, установленное на стальной башне, было успешно взорвано Энергия взрыва приблизительно соответствовала 20 кт тротила. При взрыве образовалось грибовидное облако, башня обратилась в пар, а характерный для пустыни грунт под ней расплавился, превратившись в сильно радиоактивное стеклообразное вещество.(Через 16 лет после взрыва уровень радиоактивности в этом месте все еще был выше нормы.) В 1945 г. были сброшены бомбы на города Хиросима и Нагасаки

    16 слайд

    Описание слайда:

    Первая атомная бомба СССР - «РДС–1» Ядерный заряд впервые испытан 29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне. Мощность заряда до 20 килотонн тротилового эквивалента.

    17 слайд

    Описание слайда:

    Ядерная бомба для применения со сверхзвуковых самолётов Головная часть межконтинентальной баллистической ракеты

    18 слайд

    Описание слайда:

    1. 1953 год – в СССР, 2. 1956 год - в США, 3. 1957 год – в Англии, 4. 1967 год – в Китае, 5. 1968 год – во Франции. Водородная бомба В арсеналах различных стран накоплено более 50 тысяч водородных бомб!

    19 слайд

    Описание слайда:

    В состав БЖРК входят: 1.Три минимальных пусковых модуля 2.Командный модуль в составе 7 вагонов 3.Вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов 4.Три тепловоза ДМ62. Минимальный пусковой модуль включает в себя три вагона: 1. Пункт управления пусковой установкой 2.Пусковая установка 3. Агрегат обеспечения Боевой железнодорожный ракетный комплекс БЖРК 15П961 «Молодец» c межконтинентальной ядерной ракетой.

    20 слайд

    Описание слайда:

    Взрыв термоядерного заряда мощностью 20 Мт уничтожит все живое на расстоянии до 140 км от его эпицентра.

    21 слайд

    Описание слайда:

    Прав ли был Прометей, давший людям огонь; Мир рванулся вперёд, мир сорвался с пружин, Из прекрасного лебедя вырос дракон, Из запретной бутылки выпущен джин «Будто из недр Земли появился свет, свет не этого мира, а многих Солнц, сведённых воедино. Этот громадный огненный шар, поднимался, меняя цвет от пурпурного до оранжевого, увеличиваясь, пришла в действие природная ила, освобождённая от пут, которыми была связана миллиарды лет» У.Лоуренс Маленькая группа ошеломлённых наблюдателей смотрела на невиданное зрелище, развернувшееся в десяти километрах от них. Один стоял с протянутой рукой ладонью кверху. На ладони лежали мелкие обрывки бумаги. Подхваченные ударной волной, бумажки слетели с руки человека и упали на расстоянии около метра от него.

    22 слайд

    Описание слайда:

    Ядерный реактор – установка, в которой осуществляется управляемая цепная реакция деления тяжелых ядер Первый ядерный реактор: США, 1942 г., Э.Ферми, деление ядер урана. В России: 25 декабря 1946 г., И.В.Курчатов Первая в мире АЭС опытно-промышленного назначения мощностью 5 МВт была пущена в СССР 27 июня 1954 г. в г. Обнинске. За рубежом первая АЭС промышленного назначения мощностью 46 МВт была введена в эксплуатацию в 1956 в Колдер-Холле (Англия).

    23 слайд

    Описание слайда:

    Чернобыль – мировой синоним экологической катастрофы-26 апреля 1986 г. Разрушенный 4-й энергоблок Саркофаг В первый день аварии погиб 31 человек, по прошествии 15 лет с момента катастрофы умерло 55 тысяч ликвидаторов, еще 150 тысяч стали инвалидами, 300 тысяч человек умерли от лучевой болезни, всего повышенные дозы облучения получили 3 миллиона 200 тысяч человек

    24 слайд

    Описание слайда:

    Атомная энергетика ВВЭР – водо-водяной энергетический реактор РБМК – атомный реактор большой мощности канальный БН – атомный реактор на быстрых нейтронах ЭГП – атомный энергетический графитовый реактор с перегревом пара

    25 слайд

    Описание слайда:

    Источники внешнего облучения космические лучи (0,3 мЗв/год), дают чуть меньше половины всего внешнего облучения получаемого населением. Нахождение человека, чем выше поднимается он над уровнем моря, тем сильнее становится облучение, т.к. толщина воздушной прослойки и ее плотность по мере подъема уменьшается, а следовательно, падают защитные свойства. Земная радиация, исходит в основном от тех пород полезных ископаемых, которые содержат калий – 40, рубидий – 87, уран – 238, торий – 232.

    26 слайд

    Описание слайда:

    Внутреннее облучение населения Попадание в организм с пищей, водой, воздухом. Радиоактивный газ радон - он невидимый, не имеющий ни вкуса, ни запаха газ, который в 7,5 раз тяжелее воздуха. Глиноземы. Отходы промышленности, используемые в строительстве, например, кирпич из красной глины, доменный шлак, зольная пыль. Также нельзя забывать, что при сжигании угля значительная часть его компонентов спекается в шлак или золу, где концентрируются радиоактивные вещества.

    27 слайд

    Описание слайда:

    Ядерные взрывы Ядерные взрывы тоже вносят свою лепту в увеличение дозы облучения человека (то, что произошло в Чернобыли). Радиоактивные осадки от испытаний в атмосфере разносятся по всей планете, повышая общий уровень загрязненности. Всего ядерных испытаний в атмосфере произведено: Китаем – 193, СССР – 142, Францией – 45, США – 22, Великобританией – 21. После 1980 года взрывы в атмосфере практически прекратились. Подземные же испытания продолжаются до сих пор.

    28 слайд

    Описание слайда:

    Воздействие ионизирующих излучений Любой вид ионизирующих излучений вызывает биологические изменения в организме как при внешнем (источник находится вне организма), так и при внутреннем облучении (радиоактивные вещества, т.е. частицы, попадают внутрь организма с пищей, через органы дыхания). Однократное облучение вызывает биологические нарушения, которые зависят от суммарной поглощенной дозы. Так при дозе до 0,25 Гр. видимых нарушений нет, но уже при 4 – 5 Гр. смертельные случаи составляют 50% от общего числа пострадавших, а при 6 Гр. и более - 100% пострадавших. (Здесь: Гр. – грей). Основной механизм действия связан с процессами ионизации атомов и молекул живой материи, в частности молекул воды, содержащихся в клетках. Степень воздействия ионизирующих излучений на живой организм зависит от мощности дозы облучения, продолжительности этого воздействия и вида излучения и радионуклида, попавшего внутрь организма. Введена величина эквивалентной дозы, измеряемая в зивертах (1 Зв. = 1 Дж/кг). Зиверт представляет собой единицу поглощенной дозы, умноженную на коэффициент, учитывающий неодинаковую радиоактивную опасность для организма разных видов ионизирующего излучения.

    29 слайд

    Описание слайда:

    Эквивалентная доза излучения: Н=Д*К К - коэффициент качества Д – поглощенная доза излучений Поглощенная доза излучений: Д=Е/m Е – энергия поглощенного тела m – масса тела

    30 слайд

    Описание слайда:

    Что касается генетических последствий радиации, то они проявляются в виде хромосомных аберраций (в том числе изменения числа или структуры хромосом) и генных мутаций. Генные мутации проявляются сразу в первом поколении (доминантные мутации) или только при условии, если у обоих родителей мутантным является один и тот же ген (рецессивные мутации), что является маловероятным. Доза в 1 Гр, полученная при низком радиационном фоне особями мужского пола (для женщин оценки менее определенны), вызывает появление от 1000 до 2000 мутаций, приводящих к серьезным последствиям, и от 30 до 1000 хромосомных аберраций на каждый миллион живых новорожденных.

    31 слайд

    Описание слайда:

    Генетические последствия радиации