Твой путь –твой выбор Профориентация старшеклассников. Презентация по профориентации презентация к уроку (9 класс) на тему Игры по профориентации для старшеклассников презентация

Название: Презентация по профориентации «Профессиональное самоопределение учащихся»
Пономаренко И.В. педагог-психолог МОУ СОШ № 28 г.Пятигорска
Год: 2010
Страниц: 21
Формат: презентация в формате ppt (rar архив)
Размер: 569 Кб
Качество: хорошее
– это комплекс психолого-педагогических мероприятий направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, а так же с учетом потребностей в специальностях на рынке труда.

— это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.

Существует две формы профориентации . Профориентация на узкой базе, состоит в том, что в учебном заведении, готовящем специалистов, учащиеся раскрывают все особенности предстоящей им деятельности. Профориентация на широкой базе, состоит в том, что происходит ознакомление молодых людей, ещё не сделавших свой выбор с миром профессий.

Профессиональная ориентация направлена на решение следующих задач:
— ознакомление с миром профессий;
— изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности;
— ознакомление с правилами выбора профессии;
— размышлений о своем профессиональном будущем
Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются подростки, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.

Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.

Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы, работа во время практики и многое другое.

Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.

Выполняющая функции профессиональное подготовки предполагает два пути его получения – самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. Успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как готовность (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии.

Выбор профессии , осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии – это не моментальный акт. Выбор профессии состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Продолжительность этапов зависит от:
— внешних условий;
— индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

В систему профессиональной ориентационной работы входит такое понятие как профессиональное самоопределение, так как выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности.

Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.
Формирование профессионального самоопределения происходит на основе освоения социального опыта личности с включением этого опыта в «профессиональное Я» личности.

  • Формула успешного выбора профессии
  • 3 группы ошибок, допускаемых при выборе профессии
  • Два способа выбора професcии
  • «Восьмиугольник» основных факторов выбора профессии (по Е. А. Климову)
  • Основные типы профессиональной деятельности
Презентация по профориентации «Профессиональное самоопределение учащихся»

Скачать презентацию по профориентации «Профессиональное самоопределение учащихся»

СКАЧАТЬ
На ту же тему:

  • Презентация к классному часу «Выбор профессии — это серьёзно»
  • Определение профессиональных интересов. Методика Л.А. Йовайши (компьютерный вариант)



В учебно-методическом пособии изложена программа учебного курса «Психология и выбор профессии». В нем содержатся подробные конспекты занятий, включающие надежные профдиагностические методики и справочные материалы. Цель программы — сформировать у учащихся реалистичный взгляд на выбор профессии с учетом их возможностей и требований рынка труда.

Издание предназначено для педагогов, психологов, студентов педагогических и психологических вузов, занимающихся психолого-педагогическим сопровождением профильного обучения, а также для родителей, заинтересованных в своевременном и точном профессиональном самоопределении своих детей.

Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников

В пособии изложены современные представления о профессиональном и личностном самоопределении, основы профориентации и профотбора. Затронуты такие вопросы, как этика профконсультирования, организация и планирование труда профконсультанта. Особое внимание уделено активным методам профконсультирования: представлены оригинальные авторские методики для практической работы с самоопределяющимися подростками и взрослыми клиентами. Предложены разные варианты проведения профконсультационной работы с клиентами, имеющими различные ценностно-смысловые ориентации, а также, рассчитанные на профконсультантов с разным уровнем профессиональной подготовки.

Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно профконсультантам, школьным психологам (педагогам-психологам), педагогам, социальным педагогам и социальным работникам, занимающимся профориентационной работой.

Под редакцией Н. В. Афанасьевой
Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»
В условиях введения в школе предпрофильной подготовки и профильного обучения важным представляется конкретизация задач, принципов, технологий психолого-педагогического сопровождения выбора учащимися образовательного профиля. В данном сборнике представлен учебно-методический комплект к профориентационному курсу для школьников «Твой выбор» (тематический план курса, конспекты занятий с подробными пояснениями по их организации и приложениями к занятиям, Рабочая тетрадь для учащихся), профдиагностические методики, текущие и итоговые документы оценки выбора. Эти материалы могут служить основанием для организации комплексного психолого-педагогического сопровождения предпрофильного обучения.

Методические материалы сборника предназначены для методистов муниципальных Центров повышения квалификации (ЦПК), специалистов службы сопровождения областных центров ПМПСС и образовательных учреждений, педагогов образовательных учреждений. Они также могут быть полезны всем, кто интересуется проблемой профориентации школьников в современных условиях.

Цель профориентационной деятельности:

  • актуализировать профессиональное самоопределение учащихся специальной организацией их деятельности, включающей
  • получение знаний о себе,
  • о мире профессионального труда,
  • и их соотнесение в процессе профессиональных проб.
Задачи:
  • повысить уровень психологической компетентности учащихся, вооружив их соответствующими знаниями и умениями, расширив границы самовосприятия, пробудив потребность в самоусовершенствовании;
  • сформировать положительное отношение к самому себе ,
  • осознание своей индивидуальности ,
  • уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессиональной карьере.
Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собой. В.Г.Белинский План презентации:
  • Сущность профессионального самоопределения.
  • Психологическая классификация профессий.
  • Специфика профориентационной помощи старшеклассникам.
  • Методики по диагностике профессиональной направленности.
  • Составление творческого проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»
1.Сущность профессионального самоопределения
  • Профессиональное самоопределение это процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, что в перспективе поможет человеку адаптироваться в условиях рыночной экономики.
Понятие самоопределение соотносится с такими модными понятиями, как самоактуализация, самореализация, самоосуществление.
  • А.Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлечённость значимой работой»
  • К.Ясперс связывает самореализацию с «делом», которое делает человека.
  • С.Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу, общение.
  • П.Г.Щедровицкий отмечает, что «смысл самоопределения» - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность».
Что необходимо учащемуся для выбора профессии?
  • Для выбора профессии учащемуся необходимо ясное представление
  • о самом себе,
  • своих способностях, темпераменте,
  • умениях,
  • интересах,
  • притязаниях,
  • ограничениях и их причинах,
  • преимуществах, возможностях и перспективах в различных профессиональных сферах.
Профессиональное самоопределение личности
  • Профессиональное самоопределение -самостоятельное определение выбора профессии, построение профессионального плана и его реализация.
  • «Способность сделать профессиональный выбор с учётом собственных ресурсов и имеющейся информации; стремление к получению новой информации и планированию профессиональной карьеры; с учётом зрелости интересов, реализма предпочтений и в соответствии со способностями – это есть профессиональная зрелость»
2.Психологическая классификация профессий
  • В мире насчитывается более 40 тысяч профессий. Мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. Ежегодно появляется около 500 новых профессий, многие профессии сегодня «живут» лишь 5-15 лет, затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости.
  • Особенностью современного мира профессий является то, что на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. Это значит, что человеку надо стремиться овладевать не одной единственной профессией, а несколькими смежными. Да и сам человек в течение жизни, изменяясь, может проявить желание сменить профессию или квалификацию.
  • Таким образом, человеку в течение жизни придётся переучиваться, заниматься самообразованием, самовоспитанием.
Для различения и «примеривания» каждым человеком разных профессий используется четыръёхярусная обзорная классификация по признакам, предметам, целям, средствам и условиям труда.
  • Формула прфессии
  • Группы
  • По условиям труда.
  • Где работать?
  • Б ытовые,
  • на О ткрытом воздухе, Н еобычные,
  • М оральная ответственность
  • Отделы
  • По орудиям и средствам труда. РМАФ
  • Чем работать?
  • Р учной,
  • М еханизированный,
  • А втоматизированный,
  • Ф ункциональный труд.
  • Классы
  • По целям.
  • Что делать?
  • Г ностические,
  • П реобразующие, И зыскательные
  • По предмету труда. ПТЧЗХ
  • С чем работать?
  • П рирода,
  • Т ехника,
  • Ч еловек,
  • З нак,
  • Х удожественный образ.
Три шага планирования профессионального будущего
  • Самонаблюдение.
  • Сбор и оценка информации.
  • Принятие решения и планирование достижения цели.
Самонаблюдение
  • Обнаруживаем внутри себя истинные причины своих профессиональных устремлений и соответствующим образом их оцениваем правильно сформулировав свои желания – «Я высказывания»:
  • «Я собираюсь..»,
  • «Я вижу свою профессиональную цель в том, чтобы…»,
  • «Я могу достичь успеха в…»,
  • «Я убеждён, что хочу…»,
  • «У меня есть то, что требуется для…»,
  • «Мне хорошо быть…»,
  • «Я мечтаю…»,
  • «Мой успех связан…»
  • Сформулировав «Я высказывания», вы можете ответить себе на три вопроса:
  • Связаны ли мои желания с предполагаемыми местами работы или учёбы?
  • Существуют ли иные возможности профессиональной карьеры, иные места работы или учёбы, которые соответствуют моим желаниям?
  • Достаточно ли хорошо я осведомлён о том, как будут удовлетворяться мои потребности в тех местах работы или учёбы, которые я предварительно выбрал?
Сбор и оценка информации.
  • О профессиях и содержании труда
  • О возможностях
  • трудоустройства
  • О перспективах
  • Об обучении
  • О предприятиях
  • Основные источники информации:
  • Средства массовой информации;
  • Книги и справочники о профессиях и местах учёбы;
  • Организации и фирмы, занимающиеся подбором кадров и профориентацией;
  • Личные контакты с компетентными людьми;
  • Интернет – ресурсы.
Принятие решения и планирование достижения цели.
  • Определите цель.
  • Определите средства
  • Выработайте варианты
  • Оцените возможность неудачи каждого из вариантов
  • Примите решение
  • Обсудите его с авторитетным для Вас человеком
  • Примите окончательное решение
  • Десять шагов к цели:
  • Назовите основные этапы достижения цели.
  • Определите какое время займёт каждый этап.
  • Какие конкретные шаги необходимы?
  • Какая необходима дополнительная подготовка?
  • Сколько времени она займёт?
  • Определите срок, когда Вы начнёте действовать?
  • Что Вы сделаете в первую очередь?
  • На что Вы рассчитываете?
  • Что вам нужно для эффективных действий: информация, личная встреча, помощь других людей, уверенность в себе, время, документы и фотографии, деньги, «внешний толчок», знание законов, соответствующий внешний вид, что-то другое?
  • Решите, что Вы будете делать дальше: в случае успеха, в случае неуспеха.
Формула выбора профессии
  • «Хочу»
  • Личные цели и ценности
  • (профессиональные интересы и
  • склонности)
  • «Могу»
  • Проблема человеческих возможностей
  • (физиологических, психических)
  • «Надо»
  • Потребности рынка труда
  • (пути и средства достижения цели)
Типичные ошибки при выборе профессии
  • 1.Незнание мира профессий
  • 2.Незнание себя
  • 3.Незнание правил выбора профессии
Незнание мира профессий
  • Практически все профессии непрерывно меняют свой прежний облик, нередко за старым названием скрывается совершенно новый характер труда.
  • Предубеждение в отношении престижности профессии, ориентация сразу на профессии высшей квалификации (менеджер, дипломат, переводчик).
  • Увлечение только внешней стороной профессии (например человек хочет стать юристом, потому что смотрит детективы).
Незнание себя
    • Неумение разобраться в себе, в своих действительных склонностях, неадекватная оценка своих способностей;
    • Недооценка своих физических возможностей, состояния своего здоровья при выборе профессии;
    • Неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.
Незнание правил выбора профессии
  • Отождествление учебного предмета с профессией («Увлекаюсь географией – стану геологом»);
  • Перенос отношения к человеку на профессию («Буду, как мама - бухгалтером»);
  • Выбор профессии за «компанию» - неосознанная боязнь расстаться с привычным окружением.
Создаём чёткий образ привлекающей нас профессиональной сферы или профессии
  • Отвечаем на следующие вопросы:
  • На какой уровень образования я могу рассчитывать (высшее, среднее, специальное, курсы или что-то ещё), учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности?
  • Каким должно быть содержание профессии, чтобы было интересно мне работать?
  • Какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд – реальный минимум заработной платы?
  • Какой образ жизни я хочу вести: напряжённый, когда приходится уделять работе не только рабочее время, - или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу.
3.Специфика профориентационной помощи старшеклассникам
  • Образовательно-возрастная группа
  • Типичные ожидания клиента
  • Помощь профконсультанта
  • (основные акценты)
  • Учащиеся 8-9 классов
  • Проблема: куда пойти после 9-го класса?
  • Более конкректный интерес к профессиям.
  • Появляется интерес к профессиональным учебным заведениям.
  • Интерес к профпригодности («К какой професии подхожу?»)
  • Профкосультационная помощь в выборе курсов и профиля учебного заведения.
  • Помощь в самопознании.
  • Акцент на ценностно-смысловых сторонах профессионального труда.
  • Знакомство с особенностями профессий и учебных заведений
  • Учащиеся 10-11 классов
  • Выбор профессии.
  • Выбор учебного заведения.
  • Выбор подготовительных курсов.
  • Интерес к ценностно-смысловым и нравственным аспектам будущей трудовой деятельности.
  • Главное: стремление к более конкретному выбору.
  • Основной акцент - на ценностно-смысловой стороне самоопределения (дискуссии, обсуждение разных позиций).
  • Профориентационная помощь конкретная.
  • Индивидуальный подход.
  • Проигрывание различных вариантов выбора
4.Методики по диагностике профессиональной направленности учащихся
  • Карта интересов.
  • ДДО-20 Е.А.Климова «Я предпочту».
  • Профессиональный тип личности.
  • Опросник Леонгарда-Шмишека для определения акцентуации.
  • Опросник Айзенка для определения темперамента
  • Опросник Г Казанцевой для определения самооценки.
Карта интересов
  • Методика, предложенная Е.А.Голомштоком,направлена на диагностику профессиональных интересов школьника и широко используетсяв практике профориентационной работы на протяжении многих лет.
  • Вопросник состоит из 90 вопросов.
  • Методика позволяет определиться с выбором 15 сфер деятельности: физика, математика, автодело, компьютер и оргтехника, химия, биология, медицина, география и экология, история, филология и журналистика, искусство, педагогика, труд в сфере обслуживания, военное дело и МЧС, право.
  • Анализируя полученные данные, необходимо выделить сферы, которые содержат наибольшее количество положительных ответов. Если среди них окажется несколько сфер с одинаковым числом положительных ответов, то следует считать, что более выраженным интересам соответствуют те из них, которые содержат наименьшее количество отрицательных ответов.
  • При оценке направленности интересов учитываются сферы как с наибольшим количеством положительных ответов, так и сферы с наибольшим количеством отрицательных ответов, отвергаемые оптантом.
  • Оценка степени выраженности интересов имеет пять градаций: высшая степень отрицания – от -12 до- 6, интерес отрицается – от -5 до -1, интерес выражен слабо от +1 до +4, выраженный интерес – с +5 до +7, ярко выраженный интерес от +8 до +12.
ДДО-20 Е.А.Климова «Я предпочту»
  • Методика определяет склонности – ярко выраженные интересы. Это стремление заниматься определённым видом деятельности.
  • В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе её труда:
  • человек –природа,
  • человек-техника,
  • человек- человек,
  • человек-знаковая система,
  • человек-художественный образ.
  • Наибольшая полученная сумма или суммы (по столбцам) указывают на наиболее подходящий тип профессии. Малые суммы указывают на типы профессий, которые следует избегать при выборе. Максимальное число в каждом столбце 8 баллов.
  • После определения предпочтительного типа профессии, круг поиска сужается.
Профессиональный тип личности
  • .Для оценки профессионального личностного типа используется методика Д.Голланда. Он разработал концепцию индивидуальности для определения социальной направленности личности и выделил 6 типов:
  • реалистический
  • интеллектуальный,
  • социальный,
  • конвенциональный,
  • предприимчивый,
  • артистический.
  • Тест состоит из 42 пар профессий. Из каждой пары выбирается одна профессия. С помощью ключа подсчитываются совпадения ответов по шести шкалам.
  • Для детального анализа и большей наглядности профессиональной направленности личности строится график: по оси абсцисс располагаются порядковые номера шкал от 1 до 6, по оси ординат - количество совпадений по каждой шкале
Опросник Леонгарда-Смишека для определения акцентуации
  • Теоретической основой теста является концепция «акцентуации личностей» К.Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные.
  • Выделенные 10 типов акцентуированных личностей разделены на 2 группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый.) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожный, циклотимический, экзальтированый).
  • В случае яркой выраженности основные черты характера становятся акцентуациями характера.
  • После подсчёта баллов строится график.
  • Сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. От 19 до 24 баллов черта характера является акцентуированной.
Определение темперамента по опроснику Г.Айзенка
  • Опросник содержит 60 вопросов. После обработки данных определяются шкалы: интроверсия-зкстраверсия, нейротизм и «шкала лжи».
  • Для того, чтобы узнать свой темперамент (меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик) необходимо начертить ось координат.
  • Оценка для шкалы интроверсии (горизонтальная): 1-7 – значительная интроверсия, 8 -11 – умеренная интроверсия, 12-18 – умеренная экстраверсия, 19-24 – значительная экстраверсия.
  • Оценка для шкалы нейротизма (вертикальная): до 10 баллов –высокая эмоциональная устойчивость, 11-14 баллов – средняя эмоциональная устойчивость, 15-18 баллов – высокая эмоциональная неустойчивость, 19-24 балла – очень высокая эмоциональная неустойчивость.
  • По «шкале лжи» показатель в 4- 5 баллов рассматривается как критический.
Инструкция: «На предлагаемые вопросы учащийся отвечает «да» или «нет», не раздумывая. Ответ заносится на опросный лист под соответствующим номером»
  • Ключ для обработки:
  • Экстраверсия (Э): «ДА»:1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57. «НЕТ»: 6, 33, 51, 55, 59.
  • Нейротизм (Н): 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.
  • «Шкала лжи»: «ДА»: 8, 16, 24, 28, з6, 44. «НЕТ»: 4, 12, 20, 32, 40, 48.
Экстраверт
  • Обращённость индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах.
  • Экстраверт действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел.
  • Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности
  • Чувства и эмоции не имеют строго контроля, склонен к рискованным поступкам.
  • На него не всегда можно положиться
Интроверт
  • Это спокойный, застенчивый человек, склонный к самоанализу.
  • Сдержан и отдалён от всех, кроме близких людей.
  • Планирует и обдумывает свои действия заранее.
  • Не доверяет внезапным побуждениям.
  • Серьёзно относится к принятию решений.
  • Любит во всём порядок.
  • Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя.
  • Обладает пессимистичностью.
  • Высоко ценит нравственные нормы.
Нейротизм
  • Нейротизм характеризует эмоциональную устойчивость или эмоциональную неустойчивость.
  • Нейротизм связан с показателями лабильности нервной системы
Эмоциональная устойчивость
  • Эмоциональная устойчивость – черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях.
  • Характеризуется:
  • зрелостью,
  • отличной адаптацией,
  • отсутствием большой напряжённости,
  • беспокойства,
  • а также склонностью к лидерству, общительности.
Темперамент - это динамические особенности психической деятельности. Темперамент оформляет поведение человека, придаёт ему окраску, индивидуальное своеобразие.
  • Меланхолик
  • Легко расстраивающийся
  • Тревожный
  • Ригидный
  • Склонный к рассуждениям
  • Пессимистичный
  • Сдержанный
  • Необщительный
  • Тихий
  • Холерик
  • Чувствительный
  • Беспокойный
  • Агрессивный
  • Возбудимый
  • Изменчивый, непостоянный,
  • Импульсивный,
  • Оптимистичный,
  • Активный
  • Флегматик
  • Пассивный
  • Осмотрительный
  • Рассудительный, благоразумный
  • Доброжелательный, миролюбивый
  • Управляемый, контролируемый
  • Внушающий доверие, надёжный
  • Ровный
  • Спокойный
  • Сангвиник
  • Общительный
  • Контактный
  • Разговорчивый
  • Отзывчивый
  • Непринуждённый
  • Жизнерадостный
  • Не склонный к беспокойству
  • Склонный к лидерству
Эмоциональная неустойчивость
  • Эмоциональная неустойчивость выражается в чрезвычайной нервности, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях.
  • Высокому уровню нейротизма соответствует эмоциональная импульсивность, неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности.
  • Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высоким показателем по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз
Из истории изучения темперамента
  • Научный подход Павлова И.П. связывает типы темперамента со свойствами нервной системы. Павлов выделил три базовых свойства: силу, уравновешенность и подвижность нервной системы.
  • Сила нервной системы означает её работоспособность, возможность длительно сохранять возбуждение.
  • Уравновешенность нервной системы – это баланс между возбуждением и торможением.
  • Подвижность нервной системы – скорость смены возбудительного процесса тормозным и наоборот.
Каждому типу темперамента соответствует своё сочетание свойств нервной системы
  • Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы.
  • Флегматик - сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы.
  • Холерик – сильный, неуравновешенный в строну возбуждения, подвижный тип нервной системы.
  • Меланхолик - слабый, неуравновешенный, инертный тип нервной системы.
Меланхолики
  • Быстро устают при высоких нервных напряжениях, склонны к обморокам. Вялы в речи и движениях. Сильно переживают по незначительным поводам. Очень мягкие, доброжелательные, но довольно бесхарактерные люди. Радуются, когда удаётся избежать неприятного разговора, хотя цель при этом не достигнута.
  • Очень ранимые, чувствительные, обидчивые, долго переживают по любому поводу, не могут интенсивно работать, так как быстро устают, но верные друзья, умеющие хранить чужие тайны и секреты и сопереживать другим людям.
Холерики
  • Прямая противоположность меланхоликам. Наступательный характер, всегда идут навстречу трудностям. Любые переживания ведут к действию. Мягких замечаний не воспринимают, жёсткие – приводят к бунту. Плохо воспринимают юмор, особенно шутки на свой счёт. Главные нарушители дисциплины. Лучший способ справиться с холериком – постоянно загружать его работой, чтобы его энергия всегда имела выход.
  • Возбудимые, вспыльчивые, легко идут на скандал и ссору, могут наговорить много лишнего, но быстро остывают и забывают обиды. Все эмоции очень бурно протекают, могут придумать что-то новое, этакие генераторы идей, но часто не доводят дело до конца.
Сангвиники
  • Гиганты нервной системы. Оптимисты. Меньше всех болеют. Мало спят. Обладают огромной работоспособностью. Речь и движения почти так же быстры, как у холериков, но чувства не бурные, быстро меняющиеся. Как правило хорошие работники. Но заставить работать сангвиников трудно. Его нужно заинтересовать – тогда он горы сдвинет.
  • Активные, общительные, эмоциональные в меру, легко устанавливают контакты и заводят знакомства, быстро всё схватывают, но часто не вникают в суть дела или проблемы, а их знакомства поверхностны
Флегматики
  • Сильная уравновешенная нервная система. Чувства постоянные, но не ярко выраженные. Движения и речь спокойные, размеренные. Реакция на неожиданное воздействие запаздывает. Чтобы флегматик хорошо работал, его необходимо время от времени «встряхивать» устроить разбор выполненной им работы, поругать или, наоборот, похвалить его.
  • Спокойные, невозмутимые, очень долго обдумывают все возникающие проблемы, долго собирается, чтобы сделать какое-то дело, и не успокоятся, пока не доведут начатое дело до конца, очень скурпулёзно и тщательно ко всему готовятся и предпочитают докапываться до самой сути.
Как определить темперамент у учащегося?
  • Очень информативны неосознаваемые проявления человека:
  • походка,
  • скорость речи,
  • реакции,
  • жестикуляция,
  • эмоциональность,
  • мимика.
  • Наблюдая и фиксируя эти проявления, можно более точно установить тип темперамента.
Холерик
  • Стремительная походка, иногда даже подпрыгивающая.
  • Богатая мимика.
  • Активная жестикуляция.
  • Быстрая речь, иногда даже с проглатыванием слов или их окончаний.
  • Высокая скорость реакций.
  • Высокая эмоциональность.
Сангвиник
  • Всё более или менее сбалансированно.
  • Походка энергичная, но равномерная.
  • Жестикуляция и мимика соответствуют словам.
  • Речь внятная и понятная
  • Поведение сопровождается соответствующими эмоциями.
  • Скорость реакций достаточно хорошая
Флегматик
  • Медлителен и царственен.
  • Походка размеренная и плавная.
  • Мимика и жестикуляция невыразительны или вообще отсутствуют.
  • Скорость реакций низкая.
  • Речь обстоятельная, медленная, может быть с паузами.
  • Эмоции практически не выражает, не догадаешься, что он чувствует
Меланхолик
  • Создаёт впечатление человека застенчивого или испуганного.
  • Походка мелкая, семенящая.
  • Речь тихая, из-за чего иногда невнятная.
  • Мимика и жесты осторожные.
  • Скорость реакций низкая.
  • Эмоции выражает также неактивно, осторожно - тихо смеётся, плачет.
  • Долго переживает всё, что с ним происходит.
О типах темперамента и профессиях
  • Каждый тип психики подходит для одних дел и профессий и меньше для других. Меланхолики – это часто люди искусства. Зато из них получаются плохие водители и никудышние монтажники-верхолазы. Холерики – великолепные лётчики-испытатели, но они плохие счётные работники. Флегматики, напротив, прекрасные бухгалтера, расчётчики, но, как правило, неважные поэты. Сангвиники – хорошие водители, сапёры, инженеры, но они не так терпеливы, как флегматики.
Нет темпераментов хороших и плохих, в каждом из них есть свои плюсы и минусы.
  • Как правило, человек чисто бессознательно определяет достоинства и недостатки своего темперамента и использует их в процессе выполнения любой деятельности.
  • Такое приспособление свойств темперамента к деятельности называется индивидуальным стилем деятельности, благодаря чему человек может достичь значительных успехов в деятельности
Успешный индивидуальный стиль учебной деятельности
  • Меланхолики создают оптимальный для себя режим труда и отдыха.
  • Флегматики тщательно готовятся к занятиям.
  • Сангвиники расширяют знания, не очень углубляясь в них, но поражают учителей эрудицией.
  • Холерики вырабатывают ко всему творческий подход
Примерный творческий проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»
  • 1.Цели и задачи проекта.
  • Определить свои жизненные планы и в соответствии с ними наметить пути развития профессиональной карьеры.
  • Выявить свои способности и интересы, найти наиболее оптимальное сочетание их в своей будущей профессии.
  • Сориентироваться в разнообразном мире профессий.
  • Научиться самостоятельно выбирать учебные заведения, планировать свою будущую карьеру.
  • Научиться адекватно оценивать свои способности и возможности.
Моя профессиональная направленность
  • Для ознакомления заинтересованных лиц (родителей, педагогов), собираем информацию о профессиональной направленности.
Примерный творческий проект
  • 2.План действий.
  • Обоснование выбора темы проекта. Поиск и сбор информации для поступающих в ССУЗы или ВВУЗы.
  • Выявление интересов, способностей, темперамента, акцентуации, типа личности.
  • Обоснование выбора специальности.
  • Обоснование выбора учебного заведения (платное или бесплатное обучение).
  • Рассмотрение вариантов в случае непоступления.
  • Поступление.
  • Оценка и защита проекта
Литература:
  • Васёва А.А. «Профессиональное самоопределение учащихся» Пермь 2005г.
  • Савченко М.Ю. «Профориентация» Москва «Вако» 2008г.
  • «Технология» учебник для учащихся 11 класса под ред. Симоненко В.Д. 2002г.
  • Миронова М.М.«Психология» Разработки занятий с детьми 10 класс Волгоград 2005г.

Профориентация. СВОЯ ИГРА по профориентации. Профориентационная работа в школе. Занятия в школе-интернате. РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ. Направление «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ». Профориентационная игра. Профориентационная экскурсия. Этапы профориентации. Организация профориентационной работы в школе. Викторина по профориентации КТО ЕСТЬ КТО.

Азбука профориентации. Профориентация в школе-интернате. Профориентационная работа с учащимися. Республиканский центр профориентации молодежи. Программа ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников. Профориентация в процессе изучения основ наук. Современные инструменты профориентации. Организация профориентационной работы в ОУ.

Современные принципы и методы профориентации. Система профориентации и основные её направления. Профориентация - будущее вашего ребенка. Проектный метод в работе по профориентации. Профориентация в деятельности специалистов СППС. «досуговое» самоопределение в системе профориентации. ГОУ МУК «СПЕКТР» Центр профдиагностики и профориентации.

Система профориентационной работы МБОУ «Средняя школа № 6» г. Когалыма. Концепция деятельности по профориентации в рамках работы с одаренными детьми. От дистанционных предметных олимпиад и курсов для школьников к профориентации и виртуальным профильным классам. Современные подходы в изучении народных промыслов с использованием деревянной фактуры объёма на занятиях изостудии.

Мир узорочья. Азбука профориентации XXI века. Профессии людей работающих в школе. Викторины день космонавтики в школе. Образовательное путешествие на почту. Подросток в трудовых правоотношениях. Профессии для выпускников школы 8 вида.

МОО «ОШ № 6 г. Енакиево»

Профориентационное занятие «КЕМ БЫТЬ?»

Практический психолог

Володина Наталия Игоревна


Правила

  • АКТИВНО УЧАСТВОВАТЬ В ТРЕНИНГЕ!
  • ИСКРЕННОСТЬ
  • ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ
  • ОДИН МИКРОФОН
  • ТРЕНЕРСКОЕ «СТОП»
  • СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА
  • УВАЖАТЬ ДРУГ ДРУГА
  • ПОДНЯТАЯ РУКА

Лежит дорога к счастью через труд. Пути иные к счастью не ведут. (Абу Шукур.)

Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды.

Вольтер


ТРУД и ПРОФЕССИЯ

  • Труд – целесообразная деятельность, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни;

Все умственные и физические затраты человека во время производства этих ценностей.

  • Профессия - род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы.


«Назови профессию»

1. Кто такой Веб - дизайнер?

Ответ : специалист по созданию Интернет - сайтов

2. Кто такой Провизор ?

Ответ : специалист по производству, хранению и продаже лекарств

3. Кто такой Кинолог ?

Ответ : специалист по размножению, выращиванию и воспитанию собак

4. . Кто такой Андеррайтер ?

Ответ : страховой агент

5. . Кто такой Мерчендайзер ?

Ответ : специалист в области розничной торговли.

6. Кто такой Маркетолог ?

Ответ : специалист, изучающий основы рынка

7. Кто такой Постижёр ?

Ответ : изготавливает парики, бороды, усы и бакенбарды

8. Кто такой Логист ?

Ответ : организует и координирует доставку товаров от производства до точек реализации


САМЫЕ НУЖНЫЕ ПРОФЕССИИ

1 «МЫСЛИТЕЛИ» - САМЫЕ МОДНЫЕ ПРОФЕССИИ

2 «ДЕЯТЕЛИ» - САМЫЕ ЗАБЫТЫЕ ПРОФЕССИИ

3 «СОБЕСЕДНИКИ» - ПРОФЕССИИ, КОТОРЫЕ ВСЕГДА НУЖНЫ



Классификация профессий по Е.А. Климову

  • «человек – природа»
  • «человек – человек»
  • «человек – техника»
  • «человек – художественный образ»
  • «человек – знаковая система»

«Человек-человек»

Относятся профессии:

  • медицинское обслуживание (врач, медсестра, санитарка),
  • обучение и воспитание (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер),
  • бытовое обслуживание (продавец, проводник, официант)
  • правовая защита (юрист, следователь, участковый инспектор).

«Человек – техника»

Относятся профессии:

  • монтаж, сборка и наладка технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор)
  • эксплуатация технических средств (водитель, кочегар, крановщик, токарь, швея-мотористка)
  • ремонт техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтер по ремонту оборудования)

«Человек – знаковая система»

  • с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь)
  • с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер)
  • с чертежами, картами, схемами (штурман, чертежник),
  • со звуковыми сигналами (радист, телефонист).

« Человек-художественный образ "

Относятся профессии, связанные с:

  • созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор)
  • с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актер, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор)

« Человек-природа "

Относятся профессии, связанные с:

  • изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог),
  • с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник),
  • с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар).

«Распредели профессию»

  • Композитор
  • Парикмахер

(Человек- человек)

  • Программист

(Человек – знаковая система)

  • Ветеренар

(Человек – природа)

  • Водитель троллейбуса

(Человек – техника)

  • Портной

(Человек – художественный образ)

  • Зоотехник

(Человек – природа)

  • Столяр

(Человек- техника)

  • Слесарь – сантехник

(Человек- техника)

  • Фотограф

(Человек – художественный образ)


«Сколько нужно профессий?...»

Составьте список профессий, которые нужны для изготовления следующих предметов:

«Мыслители»- учебник

«Деятели» - булочка

«Собеседники»- парта




Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей «делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких людей немало - больше половины всех выпускников».

1


Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку.

2


Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным.

3



Когда человек не знает,

к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер

не будет попутным.

Сенека


Ошибки, сопутствующие выбору профессии:

  • Под влиянием ближайшего окружения, без особого желания;
  • Увлечение только внешней стороной профессии без учёта её «минусов»;
  • Отождествление учебного предмета с профессией;
  • Перенос позитивного отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию;
  • Выбор профессии «за компанию» с друзьями;
  • Неумение разобраться в своих личных качествах;
  • Незнание или недооценка своих физических особенностей, существенных при выборе профессии;

Предрассудки относительно некоторых важных для общества профессий, занятия которыми иногда считаются недостойными, неприличными.

  • Выбор профессии из соображения престижности;


"Важно не то место, которое мы занимаем,

а то направление, в котором мы движемся".


ПРОФЕССИЯ-

род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником средств существования.


Факторы выбора профессии:

НАДО

МОГУ

ХОЧУ

Профессио-

нальные интересы,

склонности

  • Состояние здоровья,
  • Профессиональная квалификация,
  • Спрос на рынке труда,
  • Возможности трудоустройства
  • Профессиональные способности


Классификация профессора Е.А. Климова делит все профессии на 5 основных типов:

1.Человек-природа . Этот тип объединяет людей, профессии которых связаны с животными растениями и природой – это ветеринар, овощевод, гидролог, растениевод, механизатор, тракторист.

2. Человек-техника . Эти люди связаны с техникой - водители, автослесари, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.

3. Человек-человек . Общение с людьми. К ним относятся: учитель, врач, парикмахер, продавец и т.д.

4. Человек - знаковая система. Люди этой профессии должны иметь широкий кругозор - то бухгалтеры, учёные, люди, работающие с компьютерами.

5. Человек - художественный образ. Этих людей отличает художественная фантазия, талант – художники, писатели, дизайнеры.


парикмахер

учитель

врач

военнослужащий


  • Например- профессия «токарь», а специальность – токарь-расточник.
  • Учитель – учитель физики, химии.

Специальность - это вид занятий

в рамках одной профессии.

Учитель начальных

классов

Учитель географии

Учитель математики


ОБЩАЯ СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБЛАСТИ:

  • начальное
  • профессиональные лицеи, ПТУ
  • среднее
  • техникумы, колледжи
  • высшее
  • ВУЗы (институты, университеты, академии)



Воронежский

Железнодорожный

Колледж

  • 394036, Воронеж, ул. Студенческая, 18. ост. «Коммисаржевской»
  • Тел.: 265-35-56, 265-32-20, 265-23-75, 265-30-34
  • E-mail: [email protected] Сайт: www.vkgdt.vrn.ru