Проект формирование доступной и комфортной городской среды. Приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды

О бюджетных ассигнованиях на реализацию проектов по созданию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях Постановление от 7 марта 2018 года №237, распоряжение от 6 марта №387-р. Из резервного фонда Правительства России выделяются средства в размере 5 млрд рублей на реализацию проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Господдержка позволит обеспечить реализацию таких проектов не менее чем в 80 малых городах и исторических поселениях.

25 декабря 2017 , Об изменениях в порядке предоставления субсидий на поддержку региональных и муниципальных программ формирования современной городской среды Постановление от 16 декабря 2017 года №1578. Внесёнными в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета региональным бюджетам на поддержку государственных программ субъектов Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды изменениями установлены порядок и условия проведения рейтингового голосования по отбору общественных территорий, подлежащих благоустройству. Это позволит органам власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления подготовить пятилетнюю программу формирования комфортной городской среды, которая будет максимально соответствовать интересам жителей муниципальных образований.

27 сентября 2017 , Общие вопросы реализации национальных проектов О промежуточных итогах приоритетных проектов по направлениям: «Ипотека и арендное жильё», «ЖКХ и городская среда», «Безопасные и качественные дороги», «Экология», «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

18 апреля 2017 , Дорожное хозяйство Об изменениях и дополнениях в паспортах приоритетных проектов «Безопасные и качественные дороги», «Формирование комфортной городской среды» и «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг»

13 февраля 2017 , Экономика городов. Городская среда Об утверждении Правил предоставления субсидий на поддержку государственных программ субъектов Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды Постановление от 10 февраля 2017 года №169. Утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на поддержку государственных программ субъектов Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды. В федеральном бюджете на 2017 год на эти цели предусмотрены средства в объёме 20 млрд рублей.

8 февраля 2017 , Экономика городов. Городская среда О решениях по итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам

25 января 2017 , Экономика городов. Городская среда Брифинг Михаила Меня по завершении заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам О ходе реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».

25 января 2017 , Экономика городов. Городская среда О ходе реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».

5 декабря 2016 , Экономика городов. Городская среда Утверждён паспорт приоритетного проекта по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Формирование комфортной городской среды» Ключевая цель проекта – обеспечить комплексное развитие современной городской инфраструктуры на основе единых подходов.

21 ноября 2016 , Дорожное хозяйство О паспортах приоритетных проектов по основным направлениям стратегического развития «Безопасные и качественные дороги», «ЖКХ и городская среда», «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Материал подготовлен в рамках проекта , реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Эксперты Фонда «Институт экономики города» провели в январе 2018 г. ряд рабочих встреч и круглых столов с участием представителей городского актива и органов местного самоуправления в пилотных городах проекта «Поддержка институтов гражданского общества в вовлечении населения в благоустройство дворовых территорий и развитие комфортной городской среды» (далее - Проект) – Ижевске, Калининграде, Чебоксарах, Череповце, Улан-Удэ.

Предметом обсуждения на встречах и круглых столах было вовлечение граждан в благоустройство дворов и общественных территорий в рамках программ формирования комфортной городской среды на 2017 год и на 2018-2022 годы, участие некоммерческих организаций в работе с населением, существующие потребности в информации и методиках по вовлечению населения и реализации проектов благоустройства дворов и локальных общественных пространств.

По результатам обсуждений и интервьюирования участников встреч - представителей городского общественного актива и органов местного самоуправления специалисты Фонда «Институт экономики города» выявили ряд проблем, общих для пилотных городов.

Вопросы вовлечения населения в реализацию программ формирования комфортной городской среды

  1. В 2017 году во всех пилотных городах проекта прилагались существенные усилия по вовлечению граждан в реализацию региональных и муниципальных программ формирования комфортной городской среды. Во всех городах были подключены различные каналы связи с населением – пресса, телевидение, интернет-сайты, рассылка и расклейка объявлений, разъяснительная работа через общественные структуры, проведение собраний, слушаний и т.д. Результативность использования этих каналов была неодинаковой и зависела от разных факторов, в т. ч. от доверия населения к органам местного самоуправления и органам власти субъекта Российской Федерации.
  2. Формирование региональных и муниципальных программ проводилось с крайне сжатые сроки, в результате провести полномасштабную кампанию по привлечению населения к участию в формировании данных программ было невозможно, и зачастую городские администрации и органы власти регионов вынуждены были принимать решения волюнтаристски, чтобы успеть с утверждением программ в установленные сроки. Впоследствии пересматривать перечни благоустраиваемых территорий и проекты благоустройства, вошедшие в программы, будет крайне сложно – новые инициативы, выдвинутые гражданами после утверждения программ, уже не смогут быть включены в программы по условиям их формирования и из-за ограниченности выделенных средств.
  3. Требование о проведении рейтингового голосования несколько запоздало, поскольку практически повсеместно территории для первоочередного благоустройства в рамках пятилетней программы были выбраны еще в 2017 году. Так, в г. Калининграде в связи с подготовкой к Чемпионату мира по футболу первоочередному благоустройству должны быть подвергнуты территории в районах массового туризма, что, по общему мнению городской администрации и представителей общественности, с большой вероятностью может отличаться от предпочтений населения города. Есть прогнозы, что по результатам голосования наибольшее предпочтение граждане отдадут благоустройству территорий в периферийных районах массовой жилищной застройки, а не в центре города. Схожая ситуация отмечена и в других городах.
  4. Если в распространении общегородской информации по вопросам разработки правил благоустройства, подготовки и реализации программ благоустройства через СМИ и интернет проблем нет, то заметные трудности наблюдаются в отношении взаимодействия и установления обратной связи с гражданами на уровне конкретных дворов и многоквартирных домов. Участники интервьюирования отмечали недостаточное информирование о конкретных проектах благоустройства, отсутствие процедур ознакомления с дизайн-проектами, слабую организацию общих собраний в МКД. Также в пилотных городах говорилось о том, что объединения собственников помещений (ТСЖ, советы многоквартирных домов) привлекаются только к проведению общих собраний, но отстраняются от разработки проектов благоустройства, их инициативы по включению тех или иных дворов в программу благоустройства не поощряются.
  5. В информационных кампаниях, ориентированных на жителей, затрагиваются вопросы финансового или трудового участия в реализации дизайн-проектов благоустройства дворов, но вопрос о дальнейшем содержании вновь созданных объектов благоустройства, как правило, не поднимается.

Методический инструментарий работы с населением при разработке и реализации программ формирования комфортной городской среды

  1. Основными методическими инструментами, на которые опираются и органы местного самоуправления, и общественные организации при взаимодействии с населением, являются Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" на 2018 - 2022 годы, утвержденные приказом Минстроя России от 6 апреля 2017 г. № 691/пр, Методические рекомендации для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденные приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. № 711/пр, а также размещённые на сайте Минстроя России в 2017 г. «Рекомендации по организации общественного участия в реализации проектов комплексного благоустройства городской среды».
  2. «Целевая модель по организации общественного участия, а также по вовлечению бизнеса и граждан в реализацию проектов благоустройства городской среды», также размещённая на сайте Минстроя России, оценивается представителями городских администраций и общественных организаций пилотных городов Проекта в целом как документ, полезный для информационной кампании, которую можно провести в течение длительного временного периода, но не подходящий для короткой «агрессивной» информационной кампании. При этом часто лица, на которые возложена организация общественного участия, особенно в малых муниципалитетах, просто не имеют достаточной подготовки для применения изложенных в «Целевой модели» методов, таких как проведение фокус-групп, проектных мастерских (вокршопов), дизайн-игр и др.
  3. Методика оценки степени привлечения граждан и общественных организаций к реализации мероприятий по созданию комфортной городской среды оценивается представителями городских администраций и общественных организаций пилотных городов Проекта как тяжёлая для применения после первого года реализации программ и в условиях существующего цейтнота.
  4. Вся методология взаимодействия городских администраций с населением ориентирована на прямое общение с «простыми» гражданами – проведение общественных слушаний, общих собраний в многоквартирных домах, голосований и т.п. Не хватает методик для взаимодействия органов местного самоуправления с общественными организациями, представляющими консолидированное мнение разных городских сообществ. Также отмечается потребность в методиках принятия решений не по дворам, а по более крупным территориям благоустройства, на которых расположено несколько многоквартирных домов.

Реализация проектов благоустройства и планировочные решения программ формирования комфортной городской среды

  1. Муниципальные программы благоустройства в настоящее время носят фрагментарный характер, поскольку построены по принципу приложения сил к таким территориальным единицам благоустройства, как «двор» и «общественная зона» (в виде отдельного парка, сквера, набережной и т.п.). Мало проектов комплексного благоустройства на несколько прилегающих дворов. Так, в Улан-Удэ из пяти соседних домов, находящихся в управлении одного ТСЖ, в программу благоустройства оказались включенными только дворы двух домов. Не хватает проектов «маршрутоориентированного» благоустройства территорий вдоль популярных маршрутов следования горожан (например, на всём пути от школы до жилого массива, вдоль дороги к водоёму и т.д.).
  2. Дизайн-проектов для качественного благоустройства дворов недостаточно, поскольку такие дизайн-проекты, как правило, составляются без учета геодезии благоустраиваемых территорий, расположения проложенных коммуникаций, схем размещения контейнерных площадок и др., которые обязательно учитываются при разработке проектно-сметной документации. В пилотных городах есть жалобы на качество и непрофессионализм подготовки дизайн-проектов.
  3. Программы формирования комфортной городской среды вынужденно обходят своим вниманием благоустройство городских территорий, прилегающих к индивидуальным жилым домам (тротуар, единый забор и т.д.), поскольку в терминологии Приоритетного проекта такие территории не относятся ни к общественным зонам, ни к дворовым территориям многоквартирных домов. В Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» недавно внесены изменения, согласно которым ответственность за содержание прилегающих к зданиям территорий определяется местными правилами благоустройства, но сегодня проблема благоустройства таких участков не менее актуальна, чем благоустройство дворов многоквартирных домов. Жители улиц, образованных индивидуальными жилыми домами, в пилотных городах неоднократно поднимали вопрос о финансировании благоустройства прилегающей территории.

Вопросы организации и финансирования программ формирования комфортной городской среды

  1. Главный принцип организации благоустройства дворов, который реализуется в городах России в рамках Приоритетного проекта – обязанность города благоустроить дворы, которыми пользуются жители города. Однако этот принцип не соответствует современной правовой ситуации, когда бóльшая часть земли в городской застройке находится в собственности граждан и юридических лиц. С учетом этого обстоятельства более справедливым было бы предоставление субсидий за счет выделенных в рамках Приоритетного проекта бюджетных средств инициативным объединениям граждан, которые готовы вложить свои ресурсы (интеллектуальные, трудовые, финансовые) в проекты благоустройства своих дворов, чтобы бюджетные средства служили катализатором привлечения средств заинтересованных участников всего городского сообщества и сообществ на отдельных городских территориях для финансирования проектов благоустройства.
  2. Размер выделенных бюджетных средств, даже с пятипроцентным финансовым участием граждан, позволяет благоустроить очень небольшую долю всех городских дворов и территорий, нуждающихся в благоустройстве. В частности, по результатам реализации пятилетней программы в Калининграде прогнозируется увеличение доли благоустроенных территорий с 4% до 5%; в Чебоксарах планируют за пять лет благоустроить 2,5% всех дворов, нуждающихся в благоустройстве, и т.д. При этом выделенных средств не хватает на реализацию проектов с творческим подходом, учитывающих все пожелания жителей, поэтому в основной массе проекты благоустройства дворов сводятся к асфальтированию парковок для автомобилей.
  3. Внедренная во многих городах в 2017 году система «единого заказчика» благоустройства, при которой граждане должны перечислять свои взносы финансового участия в благоустройстве двора уполномоченному муниципалитетом учреждению или предприятию, не вызывает большого доверия со стороны населения. В ряде случаев, как например в г. Чебоксарах, условие о перечислении средств финансового участия граждан на счет «единого заказчика» в жёсткие сроки привело к невключению в городскую программу проектов благоустройства дворов, инициированных самими гражданами.
  4. В пилотных городах высказываются опасения, что дальнейшее развитие ситуации с благоустройством дворов будет таким же, как с капитальным ремонтом: после того, когда закончатся выделенные из бюджета деньги, введут обязательные взносы граждан, которые надо будет перечислять на счет регионального или муниципального оператора благоустройства.

Российская Федерация

«Формирование комфортной городской среды» – приоритетный проект Минстроя, инициированный партией «Единая Россия» и рассчитанный на 2017–2022 годы. За это время власти собираются комплексно благоустроить все дворы и общественные пространства во всех муниципалитетах страны с населением более 1 000 человек. При этом дворы, которые нуждаются в ремонте, будут выбирать сами жители.

В Белгородской области в 2017 году в программе поучаствуют четыре муниципалитета – Белгород, Губкин, Белгородский и Шебекинский районы.

Почему только эти четыре муниципалитета?

Их выбрал областной департамент ЖКХ на основе обозначенных Минстроем критериев. В 2017 году среди них было несколько обязательных:

1) Участие в программе областного центра

2) Участие в программе моногорода

Белгородский и Шебекинский районы выбрали потому, что на этих территориях в 2016 году активно выполнялись программы капремонта многоэтажек. Кроме того, эти муниципалитеты захотели софинансировать проект.

Во сколько обойдётся проект и кто платит?

Проект реализуют на условиях софинансирования: более 263 млн – это федеральная субсидия и 135 млн – деньги регионального бюджета. Ещё 76 млн 830 тыс. добавят муниципалитеты. Таким образом общий бюджет для Белгородской области на 2017 год – 475 млн 664 тыс. руб . Из них две трети потратят на ремонт дворов и ещё треть – на обустройство общественных пространств.

Фото Елены Байтингер

Как будет выбирать дворы для программы?

Если раньше люди думали, что чиновники выбирают, какой двор ремонтировать, а какой нет, то теперь жители сами будут это определять . Каждый может принести в местную администрацию или управление ЖКХ заявку с предложением благоустроить свой двор. Во всех муниципалитетах создали комиссии, куда вошли старшие по домам, представители общественных движений и т. д.: они рассмотрят заявки и сформируют так называемый адресный перечень – список дворов, которые будут ремонтировать. Главный критерий опять же – свежий капремонт домов.

А что будут делать с двором?

Как именно благоустроить конкретный двор, будут решать на собрании собственников, причём не только жилых помещений, но и магазинов, офисов – всех, кто пользуется двором. Когда перечень работ утвердят, местное управление архитектуры нарисует дизайн-проект, который жители опять же смогут обсудить на собраниях и внести свои коррективы – каждый сможет повлиять на ход благоустройства. Если люди не смогут договориться, собрание проведут повторно, и большинством голосов примут окончательный вариант проекта. Дальше к делу подключится подрядчик, который должен справиться со всеми работами до конца 2017-го.

А я при чём?

Проект предполагает участие в благоустройстве горожан – либо финансовое, либо трудовое. Это значит, что жителям не возбраняется самим скинуться, к примеру, на дополнительное игровое оборудование или саженцы растений для клумбы. Впрочем, это необязательно: проведение субботников и поддержание благоустроенного двора в чистоте тоже засчитываются. Желание или нежелание жителей следить в дальнейшем за своим двором – одно из условий, которое может существенно повлиять на принятие от них заявки.

Как именно преобразятся дворы?

Есть обязательный и дополнительный перечни работ. В обязательный входят ремонт проездов, тротуарных дорожек, установка лавочек и урн, освещение и т. д. В перечне необязательных работ – озеленение, обустройство дополнительных парковочных площадок, установка спортивного или детского оборудования – то, что выберут сами жители.

Фото Наталии Козловой

Сколько дворов отремонтируют в 2017-м?

Точной цифры пока нет – всё зависит от количества заявок и бюджета. В среднем ремонт одного двора обходится в 6–8 млн рублей, но большой двор в новостройке может потребовать все 20 млн. Поэтому комиссия при участии горожан будет выбирать: сделать ли один огромный двор за 20 млн или потратить эти деньги сразу на четыре двора в хрущёвках. В областном департаменте ЖКХ рассчитывают в этом году благоустроить около 40 дворов.

Что обустроят кроме дворов?

В рамках программы обустроят также территории общественного пользования (к примеру, набережные) – по одной в каждом муниципалитете. Уже сейчас жители могут подавать заявки и предлагать на рассмотрение комиссии те или иные общественные пространства. На их благоустройство потратят около 158 млн рублей из бюджета проекта.

Например, в Белгороде жители города могут предложить свой вариант общественной территории, которая будет благоустроена в этом году. Голосование проводится на портале «Активный горожанин» . Предложения как по дворам, так и по общественной территории принимаются до 10 апреля.

А что с парками и скверами?

Обустройство парков и скверов – это отдельный проект с отдельным финансированием, рассчитанный на города с населением от 250 тыс. человек. В этом году в Белгородской области под программу попадёт только парк им. Ленина в Шебекино – как единственный парк в этом муниципалитете. На его благоустройство потратят 11 млн рублей: 3,5 млн даст регион, 7,5 млн – федеральная субсидия. Если парков в муниципалитете несколько, выбирать один из них будут горожане (в следующем году).

Что потом?

Потом региональные власти разработают пятилетнюю программу на 2018–2022 годы. В ней поучаствуют все муниципалитеты, все населённые пункты, где живёт более 1 000 человек. Сколько федеральных субсидий получит регион на следующий год, зависит от того, как проведут программу в 2017-м. В конце года созданная при губернаторе комиссия выберет из отремонтированных дворов Белгорода, Губкина, Шебекинского и Белгородского районов два лучших, проекты которых направит в Минстрой. Там сформируют рейтинг, на основе которого распределят субсидии на будущий год. Пока никаких цифр на 2018-й нет, как нет и критериев, по которым регионы должны будут определять муниципалитеты для участия.

Елена Байтингер

Тема благоустройства городов - одна из наиболее серьёзных проблем, которая охватывает почти все города и населённые пункты нашей страны.

Понимая сложность данного вопроса, в сентябре 2016 председатель Правительства России Дмитрий Медведев на встрече Президента Владимира Путина с фракцией «Единая Россия» в Государственной Думе выступил с инициативой создать общефедеральную программу благоустройства городов России, которая охватила бы территорию всей страны. Президент России в своем ежегодном послании Федеральному Собранию поддержал указанную инициативу и назвал вопрос благоустройства городов одним из приоритетных направлений работы Правительства страны.

В целях создания условий для системного роста качества и комфорта городской среды в конце 2016 года на всей территории России под руководством Минстроя стартовал проект «Формирование комфортной городской среды».

Основной целью проекта является благоустройство всех населённых пунктов страны с обязательным учётом мнений граждан.

При этом в ходе реализации проекта предполагается:

Вовлечение представителей бизнеса в процесс благоустройства;

Принятие новых или актуализация действующих правил благоустройства;

Формирование Федерального реестра лучших реализованных проектов по благоустройству с целью распространения передового опыта в сфере благоустройства.

Санкт-Петербург планирует осуществлять проект за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и местного самоуправления.

Граждане с предложениями могут обратиться:

1. В Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга .

2. В Администрацию района.

3. В муниципальное образование.

Развитие в Санкт-Петербурге проекта «Формирование комфортной городской среды» направлено на то, чтобы жителям было удобно и комфортно в своем доме, в своем городе.

В Санкт-Петербурге за 2017 год обустроена 561 внутриквартальная территория и 18 территорий общественных пространств. Адресный перечень объектов 2017 года размещен во вкладке "Адресный перечень Программы на 2017 год".

В 2018 году были обсутроены 573 внутриквартальные территории и 19 территорий общественных пространств. Адресный перечень объектов 2018 года размещен во вкладке "Адресный перечень Программы на 2018 год".

Во вкладке "Адресный перечень Программы на 2019 год" размещена актуальная информация об объектах, работы по благоустройству на которых планируются в 2019 году.

Кроме того на данном разделе сайта вы найдете методические рекомендации и всю необходимую информацию о проекте и условиях участия в нем, ознакомитесь с предложениями жителей, а также узнаете результаты обсуждений ваших инициатив. Все это позволит на практике оценивать эффективность принимаемых решений и получить оперативную обратную связь от горожан.

Уверены, что наша совместная работа на благо города позволит выработать основные принципы реализации мероприятий по формированию современной комфортной городской среды. Результатом нашего плодотворного взаимодействия станут отремонтированные придомовые проезды, благоустроенные и комфортные дворы, что заметно улучшит качество жизни в нашем городе!


В феврале текущего года Правительство РФ предприняло шаг навстречу развитию комфортной, эргономичной, продвинутой городской среды (Постановление Правительства РФ №169 от 10 февраля 2017 г.), который может стать переломным моментом в истории развития российских городов.

Речь в данном Постановлении идет о новом подходе к распределению федеральных субсидий между дотационными субъектами РФ, направленных именно на поддержку программ развития современной городской среды. За несколько месяцев до того, в ноябре 2016 года, была принята и начала внедряться приоритетная программа «Формирование комфортной городской среды», обозначавшая основные направления предпринимаемых в ближайшем будущем действий.

Предполагается, что основная часть всего бюджета программы будет выделена из федеральной казны, оставшуюся часть расходов покроют сами регионы. В 2017 году заложены суммы 20 и 10 миллиардов рублей соответственно. Однако это общие цифры, в регионах эти соотношения могут отличаться. Например, в Республике Коми это соотношение будет выглядеть как 51 на 49, а в Крыму все 100% покроет госбюджет.

В документе также распределяются приоритеты внутри городов. В частности, предусматривается, что две трети выделенных субсидий должны быть направлены на развитие дворовых территорий, и лишь одна треть – на парки, скверы, пешеходные зоны и т. д. Это несомненно добрый знак. Наши дворы уже давно должны уйти от привычной схемы «детские качели плюс столик для домино», и это в лучшем случае, и стать местом, где жители, особенно маломобильные, могут качественно проводить время, заботясь о своем здоровье, общаясь друг с другом и т.д.

Еще одна особенность программы – высокий уровень вовлеченности городских жителей в процесс выбора проектов. Для того чтобы получить субсидию, претенденты должны будут предоставить отчеты о проведенных собраниях горожан, о работе общественных комиссий, в ходе которых определялись основные направления деятельности по формированию общественных пространств. Кто, если не жители, знают о нуждах местных подростков, любителей животных, пожилых людей? Открытый диалог между градостроителями и обществом – это перспективный способ выделения приоритетов в программах по развитию городской среды.

Более того, на мой взгляд, таким образом создается полезный прецедент участия жителей в решении проблем коммунального обустройства, что в дальнейшем может вылиться в плодотворную дискуссию о способах решения накопившихся проблем ЖКХ, безопасности, досуга молодежи и т.д. Для того чтобы избежать вкусовщины и прочих крайностей, необходимо установить баланс отношений по принципу «треугольника»: городские власти – экспертное сообщество – горожане, в том числе представители бизнеса, способные осуществлять реальный вклад в развитие городских структур.

Первые шаги, предпринятые за последнее десятилетие в крупных городах России, уже показали неплохой результат. Среди наиболее ярких проектов можно отметить следующие:

  • Работа Совета по развитию общественных пространств в Москве.
  • Реконструкция парка Горького в столице, а также перестройка Триумфальной, Театральной площадей и площади Революции.
  • Комплексные площадки «Дивный город», «Лахта», «Новая Голландия» и т.д. в Санкт-Петербурге, где горожане не только отдыхают семьями, но и имеют возможность приводить детей на развивающие мероприятия.
  • Различные арт-центры, музеи под открытым небом антикафе и т.п. в крупных городах России, таких как Самара, Казань, Пермь и др.

Однако еще рано говорить о результатах изменений в инфраструктуре российских городов, поскольку для нас все только начинается. Обращение к статистике зарубежного опыта строительства комфортной городской среды внушает оптимизм. Например, чего стоит доклад управляющей компании Central Park Conservancy о том, что центральный парк Нью-Йорка спровоцировал увеличение рыночной стоимости близлежащей недвижимости на 11,5 млрд. долларов! Кроме того, расположенные в этой общественной зоне коммерческие объекты создают дополнительный налоговый поток величиной в 400 млн. долларов в год.

В целом для нас очевидно, что общественные пространства, являясь центрами притяжения городских жителей, дают не только финансовый результат, но и становятся факторами декриминализации и культурного оздоровления городской атмосферы. Новый тренд в государственной политике дает надежду, что наши города ожидает серьезная социальная реформация.